Премьер-министр Украины Алексей Гончарук приветствовал имплементацию немецким парламентом газовой директивы Европейского Союза.
В то же время немецкие медиа – в частности, авторитетная деловая газета Handelsblatt, утверждают, что поправки, которые были приняты Бундестагом, напротив, упрощают окончание строительства и работу газопровода «Северный поток-2».
Кто же прав в этих взаимоисключающих оценках? Дьявол, как это обычно и бывает в энергетических вопросах, кроется в деталях. После попытки немецких парламентариев внести в законодательство уточнения, которые фактически дезавуировали бы подпадание «Северного потока-2» под новые директивы ЕС, в Берлин отправилась представительная украинская делегация. Она и получила заверения, что никаких исключений для газопроводов, которые вводятся в действие уже после даты, обозначенной в Энергетической хартии, делаться не будет. И это на самом деле так, приверженность к датам в немецком законодательстве сохранена. Зато правительство страны получило право делать конкретные исключения для газопроводов в том случае, если это отвечает интересам Германии и не нарушает энергетической конкуренции в Европе.
Украинский интерес состоит в том, чтобы «Северный поток-2» не был заполнен российским газом полностью, чтобы сохранялась не возможность, а необходимость транзита по украинской ГТС. Российский интерес – чтобы такой возможности не было. Немецкое решение не исключает возможности стопроцентной заполненности «Северного потока-2» российским газом в случае, если таким будет решение правительства ФРГ и согласие Еврокомиссии.
Если бы немецких поправок к хартии не было бы, можно было бы говорить об успехе. Сейчас остается только констатировать, что мы едва избежали поражения. Впрочем, первая, наиболее опасная для Украины редакция немецких изменений в Энергетической хартии, не выдерживала никакой критики и была бы забракована Еврокомиссией. А вот нынешние изменения позволяют сторонникам «Северного потока-2» рассчитывать, что немецкое правительство сделает исключение для трубопровода и отстоит свою позицию перед Еврокомиссией. Украинское правительство, в свою очередь, надеется, что исключение сделано не будет. Однако игра вокруг будущего «Северного потока-2» и украинской ГТС только начинается – и нет никаких гарантий, что Украина окажется победителем в этой игре.
Виталий Портников / Эспрессо