Свежее интервью Игоря Коломойского газете The New York Times – как водится, нашумевшее – вызывает занятные аллюзии с легендариумом Джона Толкиена. То, что до сих пор называли Мордором, как оказалось, владения не Саурона, а Мелькора («Восстающего в мощи», он же Моргот – «Черный враг» и Бауглир – «Душитель»). Того, который враг цивилизации и абсолютное зло, в общем.
А Мордор-то – это как раз вотчина Игоря Валерьевича, что на юго-востоке Средиземья (ну, то есть Украины), а сам он – Саурон и есть. Который некогда принял имя Аннатар («Владыка даров») и научил – и приучил – эльфов множеству полезных магических штук, да под шумок выковал себе Кольцо Всевластья. Эльфы-то колечко распознали, сущность автора узрели, меры приняли. А он взял да и осерчал не на шутку. А поскольку он предусмотрительно гномов к алчности приучил да орков с троллями подкармливал, то могущества своего в ссылке не лишился – даже наоборот. И реванша дождался. Сарумана Радужного (может, внешне и не каноничного, но какой был…) правителем сделал, в помощь и контроля ради назгулов в офис к нему да в совет государственный приставил, орков с троллями подогнал. К союзу с Мелькором Средиземье склонять начал. Кстати, о том, что Саурона побудило к переходу на сторону Моргота, Толкин писал следующее: «… его добродетелью (и причиной его падения) было то, что он любил порядок и размеренность и ненавидел разброд и бессмысленные трения». В общем, сауронов парадокс состоял в том, что он желал порядка и усердия (к своей пользе), но последовал разрушительному и хаотичному плану Мелькора, чтобы достичь их.
Это, конечно, вольное изложение, выходящее к тому же далеко за пределы попсовенькой трилогии «Властелина Колец», но его стоит держать в уме, читая интервью Коломойского, – уж больно хорошо оно ложится в этот сюжет, а кроме того, без литературщины получается не так наглядно.
Игорь Валерьевич говорит, как всегда, точно, грубо и по существу – может себе позволить (хорошо бы мастер-класс пацанам на должностях провел, экономия времени после этого вполне бы гонорар покрыла). И говорит вот что: всевозможные эльфы, хоббиты и прочие гномы могут утереться – на их козни против Мордора и лично Саурона последует решительный ответ. Возможно, это еще не ультиматум, но уже совершенно непрозрачное предупреждение: подвинуть Коломойского не получится. Если дядя Сэм хочет договариваться о судьбе Украины, пускай учитывает его интересы. Пусть забудет о «Привате», перестанет натравливать ФБР на его ферросплавные предприятия и вообще не мешает жить.
В противном случае у страны-заложницы неминуемо разыграется стокгольмский синдром – в полном соответствии с Realpolitik здорового олигарха. Коль скоро членство в ЕС и НАТО нам не светит, а Америка Украиной просто пользуется – пойдем в новый Варшавский пакт с Москвой. Ну как минимум точно начнем мириться (что, собственно, ударными темпами и делает команда президента Владимира Зеленского, выполняя все более жесткие условия Кремля ради встречи в нормандском или альтернативном ему формате).
МВФ недоволен тем, что Зеленский не спешит возвращать предположительно выведенные Коломойским из Приватбанка $5,6 млрд? Не вопрос, возьмем у той же России миллиардов сто. Хорошая заявка накануне визита миссии Фонда в Киев, стоит отметить. Программная. И хотя она выглядит как заведомая попытка переговоры сорвать, эта видимость может оказаться обманчивой. Учитывая, что группа Коломойского в Верховной Раде все-таки поддержала законопроект о продаже земли, за который среди прочих ратует и МВФ, говорить о сожженных мостах здесь, пожалуй, преждевременно.
Хотя сотня миллиардов от россиян – это, похоже, для красного словца. Кремль и Януковичу еле 15 наскреб, а это было еще и до войны, и до санкций. Впрочем, чего не сделаешь за возможность от санкций избавиться? Но в таком случае это ничтожно мало, не продешевить бы, или это начальная ставка, которая будет расти по мере переговоров? Примерно в той же манере, что и путинские аппетиты в коммуникации с Зеленским.
Кстати, возможность избавиться высоко ценит и сам Коломойский. И, судя по всему, намерен использовать ее в отношении представителей администрации Петра Порошенко, ради которых «надо вернуть смертную казнь» (хана Гэндальфу, в общем). Так что нас ждет еще не один скандал и процесс, которые вполне подойдут под определение политических репрессий, по сути, являясь вендеттой и сведением счетов. Назгулы, как говорится, позаботятся, что бы там Саруман ни вещал, тем более что он врать горазд. Здесь Игорь Валерьевич Саурон предельно откровенен: «он говорит то, что вы все хотите слышать». В общем, смиритесь, лохи, будьте паиньками, а не то российские танки ненароком окажутся под Краковом и Варшавой. И кабы к этому не приложился он сам. Впрочем, это слишком уж апокалиптично и слишком непрактично. То ли дело – начать расследование по Байденам. В общем, давайте торговаться, дорогие эльфы. И пускай хоббиты смирятся с неизбежным.
Алексей Кафтан / Деловая столица