После двух лет противостояния с Москвой, Дания сдалась. Вчера Датское энергетическое агентство выдало российскому «Газпрому» разрешение на прокладку газопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне страны в Балтийском море.
По информации из России, уже через месяц Nord Stream 2 AG сможет приступить к прокладке 147-километрового участка газопровода на юго-восток от острова Борнхольм. Газопровод надеются достроить к середине 2020 года. Если учесть тот факт, что по состоянию на сегодняшний день «Газпром» завершил работы в водах России, Финляндии и Швеции, а также практически финишировали работы в водах Германии, и на обоих береговых участках на России и в Германии соответственно, 150-километровый кусок и действительно ненадолго замедлит начало функционирования «Северного потока-2». Конец истории. На фоне подобных новостей акции «Газпрома» обновили 11-летний максимум. В этом месте можно, конечно, написать возмущенный пост в соцсети о «предательстве коварных датчан». Но этот шаг Копенгагена был не только вполне логичным, но и неизбежным.
Даже глава «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил, что решение Датского энергетического агентства было «ожидаемым». Потому что, мол, «принципиальная позиция Дании задержала проект на некоторое время, но геополитическое оружие невозможно остановить инструментами, которые регулируют исключительно торговые отношения». В этом Коболев, бесспорно, прав. Но это только половина правды. А вторая ее половина заключается в том, что активно противодействовать российской газовой экспансии перестала сама Украина. «Я не удивлюсь, если 1 января мы увидим «Газпром экспорт» поставщиком газа для украинских потребителей, предприятий различной сферы», – две недели назад заявил тот же Коболев. Намекая – да что там, откровенно утверждая, что Украине нужен российский газ по цене не выше, чем его «Газпром» продает в Европу. А на последних переговорах с «Газпромом» все, что хотела Украина – при поддержке наших европейских партнеров, кстати – это заключить максимально долгий контракт на прокачку максимального количества газпромовского газа через нашу ГТС.
Не берясь оценивать, «зрадой» или «перемогой» можно считать такую позицию, одну вещь можно все-таки сказать с полной определенностью. На данном этапе Украина выстраивает свои отношения с «Газпромом», отталкиваясь от прагматичного расчета. Так же делает Германия и подавляющее большинство других европейских стран. А США, которые формально заявляли о готовности начинать санкционную войну со строителями газопровода, так обещаниями и ограничились. И если Киев, Берлин и Вашингтон имеют право на подобную позицию – точно такое же право имеет и Копенгаген. Который для замедления работ на «Северном потоке-2» и так сделал больше, чем все остальные.
И, несмотря на тот факт, что вторая нитка российского газопровода заработает через полгода, слишком масштабной и полноценной «газовой войны» Украины с Россией в этот раз не получится. Просто потому, что на поставках «Газпрома», имеющихся резервах и вероятных поставках сжиженного газа в имеющихся терминалах Европа, скорее всего, сможет продержаться несколько месяцев после завершения действующего украино-российского контракта. После чего придет весна – и скоро заработает «Северный поток-2». А «Нафтогаз» со своей прагматичной политикой, суть которой на протяжении всех лет войны с Россией сводилась к желанию восстановить то положение вещей, которое существовало до начала конфликта, вполне сможет перекачивать 20-30 миллиардов кубов российского газа в Европу. Зимой – если будет холодно и «потоки» не смогут обеспечивать европейский спрос в полном объеме. Ну, или реализовать свои проекты по закачке в ГТС водорода, румынского газа, или чего угодно еще. Нужно понимать, что на переговорах в ноябре Украине нужно договариваться и придется идти на российские условия. Главное теперь удачно использовать существующие иски к «Газпрому» – это наш козырь.
Тарас Паньо / Depo.ua