п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Величайший лидер эпохи: Как Путин достал Зеленского в Японии Хорошо, что чета Зеленских таки полетела в Токио. А могли ведь сразу в Москву...

Что ни говори, прав был Андрей Ермак: наш нынешний президент – и впрямь один из величайших лидеров этого мира. В противном случае то, о чем пишет на своей ФБ-странице Офис оного президента, было бы просто немыслимо: «Президент Владимир Зеленский и Первая Леди Елена Зеленская принимают участие в интронизации японского императора Нарухито». Если вы еще не упали в обморок от осознания величия персон, творящих мировую историю, то это потому, что у вас, должно быть, либо крепкие нервы, либо не достает воображения представить эту картину.

Попытаюсь помочь: чета Зеленских не являются гостями, они не просто зрители – хотя именно такая роль отводится иностранным участникам ЦЕРЕМОНИИ интронизации, включая августейших особ. Они столь полюбились Аматэрасу, что удостоились небывалой чести помочь ее потомку взойти на Хризантемовый престол. Вот только неясно, как. Уж не сам ли Всеблагой Зе водрузил на голову Нарухито церемониальную шапку рюэй? Или, может быть, Леди Елена придерживала кимоно Масако, провожая ее на трон Митёдай?

Или, может, президентская чета (вместе с монахами? вместо?) возвещала божествам Трёх дворцовых святилищ о том, что им снова есть кого опекать? Или стояла о десную и о шуйцу от Нарухито, пока тот обращался к подданным?

Если так, то Юлию Мендель в самом деле пора отправлять в отставку: вместо фиксации этих исторических моментов вверенное ей ведомство постит уныло-шаблонные коллективные фотки украинской делегации с японским премьером. А ведь событие-то небывалое! Причем в ОП это, вне сомнения, понимают: «Последняя интронизация японского императора состоялась 30 лет назад. Владимир Зеленский стал первым украинским президентом, приглашенным на церемонию». Никого больше не звали, понимаете? Ни единого из пяти папередников. Только его! А тут такой облом…

Впрочем, это последнее, пожалуй, объясняет, почему чета Зеленских из участников церемонии – то есть, по факту, статистов – превратилась в участников ритуальной «процедуры», вокруг которой эта церемония выстраивалась. Второе объяснение – непонимание разницы между ними сотрудниками президентской пресс-службы просто невероятно. Разве только автозамена опять шалит, выбрасывая слова…

Это, однако, никак не перечеркивает нескольких фактов, имеющих принципиальное значение.

Во-первых, то, что наша делегация оказалась в числе избранных (на церемонии было шесть сотен гостей), – это, безусловно, демонстрирует отношение Японии к Украине. Товарооборот в лучшем 2012 г. едва превысил $1,5 млрд, так что мы для нее не самый нужный торговый партнер, даже несмотря на стабильно трехкратное превышение импорта над экспортом и хронически отрицательное сальдо. В то же время здесь определенно есть позитивная динамика: после обвального схлопывания 2014-2015 гг. уже к 2017-му объем взаимной торговли в целом вышел на довоенный уровень и продолжил расти.

Это показательно: японские компании, как оказалось, не особо тревожит недовольство России, в то время, как, скажем, из двух десятков крупных корейских фирм, работавших одновременно и в Украине, и в РФ, от нас ушла половина. И, к слову, японские программы помощи, в том числе экологической направленности, включая касающиеся функционирования Чернобыльской зоны и Бортнической станции аэрации, от внешних факторов также не пострадали.

Так что крайне сомнительно, чтобы в рамках модных ныне представлений о Realpolitik Токио пошел сделку с Москвой, признав аннексию Крыма взамен на возврат Северных территорий, как того опасаются некоторые украинские комментаторы. Впрочем, и Кремль подобную сделку не сочтет выгодной. Как бы то ни было, здравый смысл подсказывает, что если у вас один неадекватный и агрессивный сосед на двоих, это сближает. Кстати, Владимира Путина созерцать смену эпох в Токио не пригласили.

При этом визит, однако, выглядит подготовленным откровенно слабо. Отречение Акихито состоялось в мае, и времени на его проработку, кажется, было достаточно. Однако практическая сторона за церемониалом (частью коего была и встреча с премьером Синзо Абэ, заверившим Владимира Зеленского в поддержке территориальной целостности Украины) просто потерялась. Но государственный визит (да еще и первый) ради условной пары селфи – это роскошь, которую себе позволит не всякий император. Хотя, с другой стороны, возможно, самым главным на этих фото было отсутствие Андрея Богдана – и если он не держал камеру, это открывает большой простор для интерпретаций.

Здесь, во-вторых, стоит отметить, что на мероприятиях такого уровня и общество бывает соответствующим, так что нужно использовать максимум возможностей для общения на полях. А что у нас в активе? Встречи с Нурсултаном Назарбаевым и Жаиром Болсонару – это, конечно, неплохо. Но по большому счету выглядят как попытка состричь хоть клок с паршивой овцы.

Встреча с Франк-Вальтером Штайнмайером? Что ж, здесь несколько сложнее. С одной стороны – президент Германии. Но президент – не канцлер, и разговор с ним может представлять разве что эвристический интерес: кому все-таки принадлежит  авторство одноименной формулы? С другой стороны, в плоскости чисто медийной Штайнмайер для Зеленского – объект во всех отношениях токсичный. Пресловутая формула попортила Зеленскому немало крови и в скором времени попортит еще больше. Ведь какое любопытное совпадение: аккурат накануне встречи пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил о срыве саммита в нормандском формате. Дескать, подготовка к нему «не может вестись из-за того, что постоянно меняется запросная позиция одной из сторон», очевидно, имея в виду Киев.

Что ж, можно, конечно, допустить, что Путин, которого на вечеринку к Нарухито не позвали, обзавидовался Зеленскому и решил показать ему кузькину мать. Но все, разумеется, несколько иначе. Учитывая, что СДПГ, партия Штайнмайера, – это партия «путинферштехеров», учитывая, что федеральный президент давно дружен с Герхардом Шредером, учитывая то, какую он сам сыграл роль в минском процессе, вы можете предположить, что на его встрече с Зеленским будет обсуждаться что-то еще кроме «систематически срываемых Украиной обязательств»? Я – нет. То есть Штайнмайер, учитывая, в частности, заявления Берлина и Парижа последних трех недель, – это такой себе «кудесник, любимец богов», передающий их волю к срочному замирению.

Путин же в этой ситуации недвусмысленно демонстрирует, что это именно он решает, каким образом и в каком темпе будет продвигаться «мирный процесс». Фактически выступление Пескова – это сигнал Зеленскому: можете увиливать сколько угодно, но тогда на Донбассе будут и дальше стрелять, а нормандской четверке незачем будет встречаться. А можете синхронизировать свои шаги с планами Кремля – как там, к слову, насчет прямых переговоров с полномочными представителями «ЛДНР»? Не дозрели? Ну что ж, на нет и суда нет.

Очевидно, что подобные демарши – прямое следствие уступки, на которую пошла Украина, подписавшись на формулу Штайнмайера. Уступки, которую в Кремле однозначно трактуют как слабость. И, само собой, усиливают давление.

…Так вот, думается мне, хорошо, что Зеленские таки полетели в Токио. Могли ведь сразу в Москву…


Алексей Кафтан / Деловая столица
Поділіться цим