Украинский президент самоуверенно шагает по граблям, которые остались ему от Порошенко. Он так и не понял, что когда ты формируешь команду из своих друзей и друзей своих друзей, то нужно быть готовым, что и их работу придется делать самому. Как самому придется научиться, например, тонко отличать инспирированные противниками протестные акции от массового социального запроса. В противном случае Зеленский рискует однажды утром проснуться и понять, что его литерный поезд на полном ходу летит в пропасть.
Провалы президента Зеленского стали особенно наглядными после визита в США и встречи с Трампом, после которой американский лидер лично и вся американская пресса позволяют себе очень неприятные выпады и в сторону Зеленского, и в сторону нашей страны.
Мало кто из критиков Зеленского уже здесь, в Украине, не кинул камень в президента и его команду. Громче всего слышен тезис: «Я так и знал!».
Кадровая философия Зеленского
Но мы рискнем предположить, что дело здесь не столько в том, что он назначает на ключевые посты своих друзей, которые будут послушными и предсказуемыми. Проблема в том, что, назначив их, он доверяется им и оставляет в бесконтрольности. Представляя себе, что они справятся со своим объемом полномочий, не предадут и не коррумпируют. Даже можем заподозрить президента, что он чистосердно рассчитывает на порядочность этих людей.
Известно, что степень порядочности отдельного индивида, который оказывается в кресле чиновника, измеряется уровнем соблазна, на который рано или поздно поведется даже самый честный управленец. И этим искушением могут быть не только жажда обогащения, но и банальная лень или врожденное самодурство, которые превращают потенциально эффективного реформатора в заскорузлого чинушу. И такие примеры звездной болезни мы видим уже даже в новом Кабмине.
Президент должен помнить, что уровень коррупции определяет не эфемерная порядочность назначенцев, которые непременно рано или поздно скурвятся, а устойчивость системы к склонности отдельных субъектов управления поддаваться искушению. Это как система «защиты от дурака», которую обязательно предполагают инженеры, когда создают какие-то сложные механизмы. В политике и государственном управлении это система сдержек и противовесов, которая обеспечивается, с одной стороны, нормами закона и политической традиции, а с другой – волей руководителя государства.
В Украине же каждый новый гарант, придя к власти и объявив об «уникальной команде, которая не будет воровать», автоматически обрекает себя на будущий позор главаря воров и коррупционеров. Именно потому, что полагается на «порядочных парней», а не занимается созданием должной системы предотвращения проявлений слабости и корыстолюбия. Для всех, кто имеет представление о функционировании государственного организма, очевидно, что с коррупцией бороться бесполезно. коррупцию можно только предотвратить, создавая условия, когда она становится невозможной.
Свои на все 100
Стоит учесть, что по президенту бьет не только возможная вороватость, но и неэффективность назначенных управленцев. И когда назначенный человек проваливает какой-то фронт, его работу приходится выполнять тому, кто это назначение сделал.
Так, когда Зеленский назначает своих друзей Баканова и Бухарева руководителями СБУ и думает, что этим он закрыл вопрос национальной безопасности и может заняться более важными делами, то должен быть готовым, что эти друзья будут заниматься чем угодно, но только не национальной безопасностью и тем, чтобы уберечь самого Зеленского от внутренне-политических траблов. А рано или поздно опозорятся сами и опозорят своего патрона.
Аналогично, назначая «стопроцентно своего» Рябошапку генеральным прокурором, Зеленскому следует быть готовым собственноручно заниматься преследованием настоящих преступников. А Рябошапке оставить миссию удовлетворения его собственных амбиций по строительству картонных макетов правосудия, как строил свою бумажную идеальную тюрьму начальник Твардиевич из легендарного польского фильма «Ва-банк».
И как тут забыть академический пример «милого друга» Порошенко, заместителя секретаря СНБО Гладковского-Свинарчука, который, по сути, стал последним гвоздем в крышку политического гроба экс-президента?
Но примеры нынешних руководителей СБУ и ГПУ, а вместе с ними и всего состава правительства, – дело гипотетического будущего. Вернемся к тому, что Зеленскому уже сейчас приходится выгребать из скандалов, как в случае с тем же Трампом, когда банальная халатность членов команды превратила украинского главу государства во всемирное посмешище.
Теплая ванна Зеленского
В случае с Америкой советникам президента, кажется, удалось убедить его, что он находится на острие успеха, что Трамп от лести поплывет, отложит свои текущие дела и начнет помогать своему «прекрасному» коллеге из Украины решать его проблемы с Путиным. Но результат стал уроком, что излишнее упрощение задач и недооценка угроз – путь к катастрофе
Собственно, аналогичную поверхностность демонстрирует и парламент, который получил свой вотум доверия от Зеленского и воплощает его в штампование законов, которые задней левой написали где-то в BRDO, отрабатывая очередной грант. И когда каждый из депутатов нажимает зеленую кнопку за закон, который явно дискриминирует украинских предпринимателей, он одновременно избегает личной ответственности, прячась за спину ответственности коллективной или личной ответственности президента.
Такая поверхностность характерна и для новосозданного правительства Алексея Гончарука. При всех прелестях молодости и «европейского опыта», представления Гончарука о реальной экономике пока достаточно аморфны. Они являются столь же противоречивыми и несовершенными, как и те законопроекты, которые под руководством Гончарука наработал уже упоминавшийся BRDO. Может, конечно, Гончарук и научится. А может, и нет. Как бы не было, но этот риск опять же ложится на Зеленского.
Обычно президенты любят окружать себя людьми, которые льют елей в уши и создают теплую ванну оторванности от реальности. Кажется, Зеленский даже усовершенствовал такую систему: он окружает себя даже не теми, кто врет, чтобы монаршая особа не нервничала, а теми, кто выдает кажущееся за действительное из-за недостаточного уровня осведомленности и личной ответственности.
Именно такая кадровая философия может сыграть с Зеленским злую шутку и во время выработки стратегии в отношении акций против капитуляции. Он вполне может поддаваться заверениям и внушением окружения, что протесты против «штайнмайера» – проплаченные акции его политических соперников, которые не имеют под собой подлинного социального нерва. Он уже это практически сказал в обращении к народу, намекнув на Порошенко. Может, это и действительно так.
Но обжегшись на молоке, теперь Зеленскому придется дуть на воду и более критически оценивать уровень профессионализма и ответственности тех, кого он взял в лодку под названием «украинская государственная власть». Или упасть в пропасть.
Антон Коломойцев / Depo.ua