Вчера президент Украины Владимир Зеленский взамен уволившегося со скандалом Александра Данилюка назначил новым секретарем СНБО Алексея Данилова, занимавшего должность заместителя секретаря СНБО.
В отличие от Данилюка, который главной причиной своей отставки называл некие «события вокруг Приватбанка», намекая на возможность отмены решения о его национализации, и конфликт интересов у новой украинской власти из-за ее связей с Игорем Коломойским, Данилов, скорее всего, скандалить из-за днепровского олигарха не станет. Более того, он может оказаться к Коломойскому более чем лояльным.
Данилов, как известно, давно и прочно связан с киевским бизнесменом Михаилом Бродским, с которым вместе был и в партии «Яблоко», и в Партии вольных демократов. Бродский же, в свою очередь, имеет давние и партнерские (пусть и не всегда теплые) отношения с Коломойским. И хотя считать Данилова в СНБО полностью «человеком Коломойского» – это, конечно же, некоторое преувеличение, но, похоже, к экс-собственнику Приватбанка он будет достаточно лояльным.
В то же время, как утверждают СМИ, в команду Зеленского Данилов попал благодаря своему земляку луганчанину Максиму Ткаченко, который занял почетное 25-е место избирательного списка «Слуги народа», позволившее ему избраться нардепом с должности руководителя «Квартал-концерта».
Таким образом, Данилов оказался некой компромиссной фигурой, удовлетворяющей одновременно две самые главные группы влияния в окружении Зеленского – группу Коломойского и так называемых «кварталовцев».
Что же нового принесет в работу Совета нацбезопасности его новый глава? Тут нужно напомнить, что Данилюк за те несколько месяцев, что успел проработать в СНБО, отметился разве что скандальным увольнением. Никаких решений за это время СНБО не принимал вообще, и в Офисе Зеленского должны понимать, что это не слишком рациональное применение для органа власти, обладающего потенциально очень широкими полномочиями.
СНБО, главой которого является лично президент, и который включает в себя ключевых чиновников государства, обладает полномочиями принимать решения, которые после введение их в действие указом президента, становятся обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти, в том числе и Кабинетом Министров. Таким образом, при наличии политической воли у президента и достаточной решительности у секретаря СНБО этот орган способен стать крайне эффективным политическим инструментом в руках главы государства. Ради нужд государственной безопасности и обороны через СНБО вполне можно проводить решения, вызывающие неоднозначную реакцию в обществе, и которые могут не рискнуть принимать чиновники на политических должностях. Именно через СНБО, напомним, предыдущий президент Петр Порошенко принимал решения об экономической блокаде Донбасса, введении военного положения и т.д.
Данилюк явно был не готов взваливать на себя ответственность за потенциально не слишком популярные как среди украинских граждан, так и среди западных партнеров, решения, каким могло стать решение СНБО по Приватбанку. Через нынешний Кабинет Министров во главе с еще одним «реформатором» Алексеем Гончаруком президенту тоже, скорее всего, будет крайне сложно проводить сложные и неоднозначные решения.
У Данилова же особенной политической репутации прогрессивного «реформатора», которой так дорожит Данилюк, уже давно нет. Да и в политике он уже много лет на очень заднем плане. А амбиции и решительность, скорее всего, никуда не делись. Так что таких тормозов, как у Данилюка и Гончарука, у него явно не будет и должность секретаря СНБО дает Данилову шанс стать своеобразной «десницей президента», посредством которой и под прикрытием требований национальной безопасности в жизнь будут внедрятся решения сложных проблем, которых у Зеленского накопилось уже достаточно. Это и упоминавшееся ранее дело по Приватбанку, и проблема с поставками угля для Счастьинской ТЭЦ, и возможные решения по реинтеграции Донбасса, и т.д.
Виталий Дяченко / Деловая столица