субота, 23 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Формула раскола: Придушит ли Зеленский в зародыше новый Майдан Владимиру Зеленскому впервые пришлось столкнуться с особенностями отечественной политики – все его хотят «задушить», кто в дружеских объятиях, кто в порыве ненависти. И этот процесс будет только усиливаться

С момента обнародования письма спецпредставителя ОБСЕ в ТКГ Мартина Сайдика с подписью главы украинской делегации в этой переговорной группе Леонида Кучмы президенту Владимиру Зеленскому впервые пришлось столкнуться с особенностями отечественной политики – все его хотят «задушить», кто в дружеских объятиях, кто в порыве ненависти. И этот процесс, похоже, будет только усиливаться, учитывая неблагоприятный для власти нюанс – до и после заседания в «нормандском формате», ради чего, собственно, и был согласован текст «формулы Штайнмайера», нельзя раскрывать все подробности договоренностей. Об этом на встрече с лидерами фракций ВР говорил президент. Но такая скрытность будет плодить конспирологические версии, недомолвки, а когда станет известно, до чего договорились «нормандцы» – кучу разных толкований. Так было с Минскими соглашениями, после появления текста которых в стране началась бешеная турбулентность, а Порошенко качали все – от никому неизвестных экспертов в телеэфирах, до депутатов Верховной Рады. Так будет и сейчас.

Но для начала рассмотрим позиции всех политических сил. Итак, «Слуги народа» ретранслируют мнение, что Зеленский все делает правильно и если украинцы доверили ему управлять государством, то должны доверять во всем. И в решении конфликта на Донбассе прежде всего. Кроме оптимизма, в общественное сознание «зеленые» внедряют еще одну выгодную для себя мысль: Минские соглашения подписаны во время президентства Порошенко, «нормандский формат» также основан при нем, поэтому нынешнему главе государства приходится действовать в тех реалиях, которые оставили ему предшественники. На данном этапе эти два тезиса работают, однако, опять же, выводы будем делать по результатам встречи глав государств четверки.

А вот другие политические силы разделились по шкале «за», «против» и «имеем альтернативное мнение». Особенно поддерживают согласие на «формулу Штайнмайера» в «Оппозиционной платформе – За жизнь». Что, в свою очередь, против Зеленского используют его оппоненты, которые ориентируются на патриотического избирателя: логика здесь простая – если президент пользуется поддержкой Медведчука, Шуфрича и компании, значит, где-то спрятана «измена». Впрочем, не все так однозначно. Тезисы «ОПЗЖ» сводятся к следующему: Зеленский идет на компромиссы, однако он должен действовать в рамках предыдущих договоренностей, а они во многом не совпадают с заявлениями президента после обнародования «формулы Штайнмайера». В чем именно, пояснил Виктор Медведчук. По его словам, Зеленский говорит о новом законе об «особом статусе Донбасса», но «формула» касается того закона, который был принят еще в 2014 году. К слову, против пересмотра этого документа уже выступили и главари боевиков из «республик».

Следующее, что говорит Медведчук: в Минских соглашениях записано, что контроль над границей между Украиной и Россией начинает устанавливаться в первый день после выборов и заканчивается после внесения изменений в Конституцию относительно особого статуса. Третье: закон о выборах принимается украинским парламентом, но должен быть согласован с Донецком и Луганском. Тем самым кум Путина прямо намекает, что пока украинская власть не сядет за стол переговоров с Пушилиным и Пасечником, никакого мира не будет. Это важно, ведь сейчас «опоплатформовцы» всячески нахваливают Зеленского, а завтра обвинят его в нарушении Минских соглашений, будут называть «партией войны» и так далее.

Позицию «ОПЗЖ» и конкретно Медведчука в определенной степени можно объяснить тем, что в последнее время на нее мало обращают внимания – Банковая пытается работать с Москвой без участия посредника в виде кума Путина. Поэтому, не исключено, что нынешняя поддержка действий президента – это такая себе попытка «задушить в объятиях» с надеждой, что у него ничего не получится. Ну а после этого предложить свои услуги. Еще один возможный мотив поведения – собрать дивиденды от недовольства значительной части граждан уступками Украины. Эта логика четко прослеживается из телеэфиров так называемых «каналов Медведчука», где резко негативно освещаются выступления против капитуляции, а спикеры подчеркивают, что власть должна не допустить активности «радикалов». Пожалуй, не стоит долго объяснять, в чем выгода для пророссийских сил от уличных протестов. Первое – появится повод критиковать власть за неспособность прижать «радикалов» или за заигрывание с ними. А это – плюс к рейтингу «ОПЗЖ» на востоке. Второе – уличные выступления, особенно если они будут более массовыми, чем те, которые есть сейчас, и если к ним присоединятся люди в камуфляже, будут существенно ослаблять позиции власти, делать ее более уступчивой.

Теперь перейдем к политсилам, которые видят в «формуле Штайнмайера» предательство национальных интересов. В первую очередь это касается «Европейской солидарности» Петра Порошенко. Во время двух акций против капитуляции – в понедельник и вторник – там заметили депутатов «ЕС». Они же и связанные с ними эксперты и блогеры активно гнут линию, что компромиссы, на которые идет нынешняя власть, это путь к капитуляции. Эти тезисы находят поддержку среди граждан, однако пока не материализуются в многочисленные протесты. Не трудно предположить, что сигнал об «измене» будет только усиливаться. Впрочем у тех сил, которые выступают против «формулы» есть слабые стороны, главная из которых – неспособность на сегодняшний день создать коалицию против политики Зеленского: националисты будут играть за себя и заодно против «ЕС», так, как они это делали во время выборов, у «Голоса» нет ресурса, а «Батькивщина» заняла нишу конструктивной оппозиции, в которой ей, похоже, достаточно комфортно. Жестко критикуя «формулу Штайнмайера», Тимошенко и ее соратники продвигают свой тезис: выборы только после установления контроля над границей. И главное: все время делают акцент на вине Порошенко в Минских соглашениях. При таких условиях вряд ли возможна даже временная коалиция «ЕС» и «Батькивщины». «Тимошенковцы» скорее будут говорить о Будапештском меморандуме, о границах, «кусать» власть, чем будут рисковать майданить.

Это же касается и упомянутого «Голоса». Нардеп Сергей Рахманин заявил, что партия Вакарчука предлагает создать временную специальную комиссию, которая бы разработала основания для дорожной карты, которые будут соблюдать все должностные лица и все органы государственной власти во время дальнейших шагов по деоккупации и реинтеграции. Звучит как обычный популизм, учитывая, что внешней политикой занимается президент и он не нуждается в «дорожных картах» от парламента. Поэтому это разве что для того, чтобы поговорить.

У противников «формулы Штайнмайера» есть и другие проблемы. Среди них – невыгодное позиционирование, когда Порошенко и его партию будут обвинять в том, что уличные протесты, которые они будут поддерживать, нужны лишь для того, чтобы отвлечь внимание общества от расследования дел против пятого президента и членов его команды, среди которых и Андрей Парубий. Он уже призвал партии и общественные организации к объединению в единый координационный центр. Зная о мягко говоря нелюбви к Парубию со стороны как отдельных представителей власти, так и пророссийских сил, не стоит исключать, что подобные заявления будут преподноситься как призывы к свержению государственного строя. И как тут не вспомнить переписку депутата от «Слуги народа» Лизы Богуцкой о «путче Порошенко» в декабре – для подавления антикапитуляционных выступлений в зародыше в СБУ вполне могут инициировать уголовные дела против организаторов протестных акций. Пока они не раскачали улицу и не подняли на знамена лозунг об импичменте Зеленскому.

И, последний важный момент – кроме митингов в Киеве и еще нескольких городах, обращают на себя внимание события в западных регионах. На сессии Львовского и Тернопольского областных советов депутаты приняли заявление о недопущении капитуляции после подписания «формулы Штайнмайера» и пообещали Майдан. По этому же поводу должен собраться Ивано-Франковский облсовет. Следующим шагом после заявлений могут стать протесты в этих регионах. Не обращать внимания на них не получится, а попытки давления только навредят. Какой выход из ситуации найдет власть, сказать пока трудно. Однако если ее позиция «есть вещи, которые нельзя говорить народу» останется неизменной, сохранится, то ничего хорошего из этого не выйдет.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим