Генеральная прокуратура Украины, или же Офис генпрокурора, готовит подозрение пятому президенту Петру Порошенко из-за возможного злоупотребления властью. Об этом сообщили источники «Интерфакс», но эта информация курсировала в кулуарах еще в сентябре.
Скорее всего, это дело рук Андрея Портнова, который еще в мае в заявлении в ГБР изложил суть претензий. Мол, Порошенко с целью узурпации полномочий и захвата незаконным образом государственной власти во время течения конкурса по отбору кандидатов для назначения членов Высшего совета правосудия противоправно изменил ключевые условия конкурса и назначил двух членов ВСП вопреки предусмотренному порядку.
Это дело называли самым перспективным среди всех, которыми занимается Портнов.
Для Порошенко в таких условиях тема «капитуляции» и «формула Штайнмайера» становится ключевой. Потому что это может помочь ему стать жертвой политических преследований, как лидеру оппозиции. Безусловно, что подозрение – это не приговор. И адвокаты Порошенко сделают свое дело.
Важно, что после одобрения украинскими переговорщиками в Минске так называемой «формулы Штайнмайера» по урегулированию ситуации на неконтролируемых украинских территориях появился информационный спрос на Петра Порошенко не только в контексте его преследования правоохранительными органами, но и его политической функции в условиях президентства Владимира Зеленского. Активизация минского процесса и так называемая капитуляция сыграют не только в минус действующему президенту, но и увеличат стоимость политических акций президента-предшественника, которые в последнее время девальвировали.
Улучшение положения Порошенко, а вместе с ним и его партии «Европейская солидарность», следует рассматривать с двух сторон: и в отношении возможности смягчения режима уголовного преследования, и касательно роста актуальности «ЕС» и ее лидера как единственной оппозиционной силы в правление Зеленского.
Криминальный аспект
Следовательно, рост напряжения в обществе, вызванный одобрением «формулы Штайнмайера» открывает для экс-гаранта возможность высказываться относительно «зрады» и «капитуляции», а не только относительно показаний в ГБР и тестов на полиграфе.
Порошенко сразу отреагировал на тему «капитуляции». Проявилось это в том, что под вечер на Банковой собрались несколько сотен человек, которые жгли файеры и ходили с плакатами «нет – капитуляции». Среди радикалов, которые ожидаемо должны были появиться в то время в том месте, оперативно подтянулись и соратники Порошенко из числа как действующих, так и бывших нардепов, чьи лица уже начали забываться.
Одновременно Порошенко записал «предупредительное видео», где заявил, что не допустит сдачи государственных интересов: «Никакой формулы Штайнмайера, как составляющей Минских соглашений, не существует. Подписание формулы российского происхождения – формулы Путина, де-факто, означает ослабление или даже снятие санкций против России. А также: легитимизацию оккупированного РФ Донбасса, легитимизацию незаконного референдума в Крыму и незаконной аннексии Крыма».
Уже на следующий день, во время бурного обсуждения минской уступки, Порошенко усовершенствовал свою риторику: «Формула Штайнмайера» придумана в Кремле и защищает российские интересы. Россия пытается сделать из оккупированного Донбасса аналог Приднестровья. Что нам говорили полгода назад? Прекратить войну очень легко. Достаточно просто перестать стрелять. Это утверждение можно легко проверить: в сентябре текущего года 41 ранен и 11 погибших. И это есть та цена, которую Украина платит, давая отпор российской агрессии».
Он добавил, что так называемой формуле Штайнмайера радуются не только в Москве, но и в донецком и луганском бандформированиях, которые восприняли одобрение формулы как «право народа Донбасса на самоопределение».
Как бы цинично это не выглядело, но радуются этой новости и в ЕС, ведь она дает основания Порошенко, наконец, сформулировать четко оппозиционную позицию. А впоследствии – назвать все дела ГБР политическим преследованием.
Политический шанс
«Замутив» реализацию схемы Штайнмайера, именно сейчас Зеленский дает в руки Порошенко шанс на политическую реинкарнацию. Ведь шельмование капитулянтов открывает для него не только возможность превратиться в политического преследуемого, но и усилить свой вес и вес «ЕС» как мощной патриотической оппозиционной силы.
«Батькивщина» уже выразила поддержку Зеленскому, заявив, что «не этот президент подписывал закон об особом статусе. Не надо никого обманывать. Проблема с формулой, что она не предусматривает демилитаризации. Но сейчас надо поддержать президента Зеленского». И это после того, как Тимошенко в «Фейсбуке» попросила президента объяснить, что же там Украина в Минске за формулу подписала.
То же самое сделала и «Оппозиционная платформа – За жизнь». Хотя и выглядело заявление медведчуковцев об одобрении минского решения достаточно противоречиво. С одной стороны ОПЗЖ оказалась отодвинутой от темы «капитуляции» и не может состричь с этого достаточного количества политических купонов. А с другой – одобрение действий Зеленского с ее стороны выглядит довольно бледно на фоне одновременных обвинений в его адрес в попытках уничтожить медийку ОПЗЖ и наступлениях на свободу слова.
Поэтому единственным, кто критикует план Зеленского, если не учитывать невнятний «Голос» и маргинальные «Свободу», «Правый сектор» и Нацдружины, остается Порошенко с «ЕС». В случае грамотного продолжения этой линии, «Евросолидарность» вполне может перехватить оппозиционную инициативу у своих коллег. Потому что очевидно, что избранный Зеленским путь умиротворения на Донбассе постепенно будет вести к снижению его поддержки в обществе. И высвободившиеся голоса – особенно настроенные против России вполне могут перетекать в «ЕС».
В перспективе для «Евросолидарности» это даже возможность «выползти» из парламентской галерки – в том числе – благодаря разбалансированию фракции «Слуги народа» и перетеканию некоторых нардепов в другие политические образования.
В то же время во власти понимают, что Порошенко нужно держать на коротком поводке, чтобы действительно не допустить его усиления. И в эту стратегию команды Зе хорошо вкладывается инсайд из Офиса генпрокурора об активной подготовке подозрения Порошенко по делу о злоупотреблении властью.
Как прогнозировалось, это дело является самым перспективным, поскольку здесь весь состав возможного преступления – зафиксирован указами за личной подписью главы государства. И результат расследования зависит скорее от трактовки действий президента и людей, которые были задействованы в принятии и реализации тех решений, чем от наличия или отсутствия доказательств.
Depo.ua