п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Украине флот больше не нужен? Зачем Минобороны отправляет суда на слом Новый министр обороны Андрей Загороднюк подписал приказ, согласно которому из боевого состава флота выводятся сразу четыре судна

На фоне подготовки к миру новое военно-политическое руководство начало не только урезать финансирование закупок Министерства обороны Украины, но и масштабно избавляться от «излишнего имущества». Начали с многострадального флота, который больше других родов войск пострадал от аннексии Крыма.

Новый министр обороны Андрей Загороднюк 16 сентября подписал приказ, согласно которому из боевого состава флота выводятся сразу четыре вспомогательных судна: малый морской танкер «Фастов» проекта 1844Д (1981 г. постройки), противопожарный катер «Борщев» (1954 г.), противопожарный катер «Евпатория» (1953 г.) и рейдовый катер РК-1942 (1984 г.). Как указывается в официальном документе, все они пойдут на слом.

Несмотря на почтенный возраст техники, решение выглядит довольно спорным. Все четыре судна были переданы Украине Россией в апреле 2014-го, что уже само за себя говорит об их техническом состоянии – современные суда россияне оставляли себе. Однако танкер «Фастов» и катер «Борщев» в 2015-м прошли капитальный ремонт, а «Фастов» в августе 2015-го даже выходил в Черное море для проведения ходовых испытаний. Правда, прошли ли эти испытания успешно доподлинно неизвестно. В любом случае на ремонт этих двух кораблей были потрачены государственные деньги, так что просто «списать их на иголки» по крайней мере, неразумно.

Есть несколько вариантов использования этих «бортов». Прежде всего, можно было бы продать их какой-нибудь частной компании, которая смогла бы отремонтировать те же катера и использовать их в качестве прогулочного судна. Ведь частные компании всегда расторопнее государственных органов, которым проще списать, чем отремонтировать.

Можно было бы использовать судна в качестве складских помещений или выносного корабельного пункта управления у стенки порта.

Наконец можно было просто вытянуть судна на буксире в море и использовать в качестве мишеней в ходе очередного испытания противокорабельной ракеты «Нептун». Даже в этом случае толка было бы больше, чем просто порезать.

Можно возразить, что списание старых кораблей – необходимое условие модернизации флота, да и места для базирования не хватает. Но на самом деле с обеспечением флота дела обстоят не очень радужно.

В этом году Министерство инфраструктуры наконец-то передало флоту катер связи, плавмастерскую, несамоходную водоналивную баржу и поисково-спасательное судно океанского класса «Александр Охрименко».

Последний может привлекаться к поисково-спасательному и противоминному обеспечению, обеспечению проведения водолазных, гидрографических, научно-исследовательских работ и станет хорошим подспорьем для воссоздания поисково-спасательной службы ВМС Украины.

Но если флот вспомогательных судов еще пополняется за счет гражданских судов, то перевооружение боевого состава флота откровенно затягивается. В очередной раз перенесены сроки прибытия в страну американских патрульных катеров типа «Айленд». Теперь говорят об октябре, хотя раньше звучал и август, и сентябрь.

Однако прибытие катеров не означает, что их сразу поставят в строй. Американцы передают их без вооружения и радиолокационной станции, так что их потребуется довооружать и дооборудовать собственным силами. Между тем, судя по открытым данным, на сегодня нет даже варианта вооружения, принятого военными. Мало того, нет и прописанного государственного финансирования. И вряд ли такой ресурс найдется под конец финансового года.

Пока неясно, прошли ли государственные испытания пара десантно-штурмовых катеров типа «Кентавр» «Малин» и «Станислав». На сегодня подписанного приказа министра обороны о принятии их на вооружение нет.

К концу года ожидается передача флоту нового малого бронекатера типа «Гюрза». Еще одна такая единица достраивается на киевском заводе «Кузница на Рыбальском». Там же продолжается работа над средним разведывательным кораблем, однако темпы сильно затормозились после недавнего пожара, в котором сгорело дорогостоящее оборудование. По некоторым данным новое оборудование прибудет не ранее, чем через полгода. А это значит, что вряд ли ВМСУ получит новый корабль-разведчик ранее весны.

Совершенно непонятна ситуация с двумя катерами «Никополь» и «Бердянск», а также буксиром «Яны Капу», захваченным россиянами пиратским способом в Керченском проливе в ноябре 2018-го. Их экипажи были недавно возвращены по обмену, а вот корабли все еще остаются в России, хотя по предварительному решению морского суда ООН Москва должна вернуть их безо всяких условий. Увы, пока новые власти страны от комментариев по этому поводу воздерживаются. А значит, говорить об их возврате в ближайшее время не приходится.

Таким образом, с большим сожалением можно говорить, что восстановление и модернизация флота ныне идут с большим скрипом. И причин тут много – от отсутствия четко сформулированной стратегии флота до явного недостатка государственного финансирования. Если военные все-таки решили достроить корвет «Владимир Великий», то большая часть и без того небогатого бюджета будет направлена на реализацию именно этого проекта. Сегодня готовность корпуса главного корвета составляет 80%, общая готовность корабля – 32%.


Михаил Жирохов / Деловая столица
Поділіться цим