Сначала небольшое техническое отступление. Все хорошо знают, что принтер рано или поздно начинает плохо печатать. Преимущественно все его дефекты устраняются либо путем чистки картриджа, либо заменой тонера, либо ремонтом валов. А иногда принтер достаточно просто почистить от пыли или перестать стучать по нему кулаками.
Депутатская фракция – гораздо более сложный механизм, чем средство для печати. Однако раз уж «слуги» взяли такой темп, то стоит ожидать быстрого износа и поломок. А когда-то это «устройство» может устать и вообще перестать «включаться». Первые признаки, что турборежим «зеленой» фракции дает сбой, появились во время скандального кнопкодавства, устроенного двумя «слугами» – Сергеем Литвиненко и Еленой Копанчук. Объяснения, зачем они давили на кнопки соседей, когда и без того хватало голосов, можно отнести к рубрике «бес попутал». А вот вчера монобольшевики впервые продемонстрировали фракционную недисциплинированность. И если так дело пойдет и дальше, то повторится практика, которую в прошлом парламенте ввели Олег Ляшко и Борислав Береза, которые стримили из пустого сессионного зала. Только этих двух неудачников прошлых выборов заменит кто-то другой.
Итак, монобольшинству во второй раз не хватило голосов для принятия решений. Впервые это случилось, когда Рада отклонила законопроект №1075 «О внесении изменений в Закон Украины «О правопреемстве Украины» относительно отмены действия актов СССР и УССР на территории Украины». Но то был неоднозначный документ, принятие которого могло навредить государству. А вот вчера во время голосования за законопроект №1009 председатель ВР Дмитрий Разумков вынужден был остановить процесс, потому что понял, что голосов не хватает: «за» высказались только 184 «слуги», 37 не голосовали, 23 отсутствовали и семеро воздержались. В итоге документ отправили на повторное второе чтение. Для этого сразу набралось 242 голоса, причем 226 из них – именно «большевики».
Заметим, это было не постановление о каком-то переименовании села Задрыпанцы в Зажиточное, а проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно совершенствования отдельных положений уголовно-процессуального законодательства. Его автор – президент. И тут такой облом. А все потому, что предлагаемые изменения касались… самих «слуг народа». В частности, речь шла о разрешении на обыск и прослушивание народных депутатов.
Президент предлагал исключить из закона о статусе народного депутата статью 27, которая касалась неприкосновенности. Она звучит так: «Обыск, задержание народного депутата или осмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата, а также нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и применение других мер, которые в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата, допускаются лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности, если другими способами получить информацию невозможно». И поскольку «слуги народа» и те, кто им сочувствуют, в турборежиме отменили свою неприкосновенность, то эта статья противоречит ныне ими принятым изменениям в Конституцию. Они еще в силу не вступили, однако, учитывая, что это было обещание Зе-команды во время обоих выборов, тему Банковая будет проталкивать и дальше.
И, как видим, до депутатов из «Слуги народа» понемногу приходит осознание того, что без иммунитета они – куклы в руках ОП. Пока им еще удается устраивать внутреннюю фронду по отдельным вопросам, однако это не надолго. Как рассказал Андрей Богдан в интервью ВВС о парламентских «слугах»: «Они ссорятся, что-то не понимают, что-то требуют. Но пока они идут вместе к одной цели, мы все – одна команда. Если кто-то там выйдет из команды и перестанет быть частью нашей команды, наверное, мы будем расценивать его как врага». Очень доходчиво сказано. Особенно для фракционных самостийников.
Что в таком случае сказал бы мастер по ремонту принтеров? Что не надо бить машину, потому что она хоть и новая, но с таким подходом скоро придется в ней менять детали. Потому что иначе они либо не будут тянуть бумагу, либо печать будет идти полосами. Напомним, что в парламентском большинстве ВР прошлого созыва изначально было больше 300 голосов, и законы принимали достаточно активно. А потом то одна фракция «сломалась», то в другой «заело». И до конца каденции тот «принтер» печатал законы со скрипом, с пятнами и полосами. А потом его выбросили и купили новый. Который начал «ломаться» уже через несколько недель после начала эксплуатации. Неужели какая-то подделка?
Юрий Васильченко / Depo.ua