Четвертой по величине в новом парламенте является фракция партии «Батькивщина». В ней 24 депутата, из которых 23 – списочники и только один мажоритарщик (Олег Мейдич, избранный в 18-м округе на Виннитчине).
Кроме того, «Батькивщина» провела в кресло вице-спикера Елену Кондратюк, которая входила в первую пятерку избирательного списка этой партии. Кондратюк – давняя соратница Юлии Тимошенко и четырежды избиралась в парламент от ее политической силы: в 2007, 2012, 2014 и 2019 гг.
То, что «Батькивщина» получила своего вице-спикера, засвидетельствовало, что эта политсила является удобным партнером для Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа». Сама Тимошенко в первый день работы новой Верховной Рады заявила: «Мы уже имеем собственный пакет ключевых законопроектов, а также готовы единогласно поддержать каждое решение президентской команды, которое пойдет на пользу людям».
Правда, она тут же дала понять, что «Батькивщина» будет искать поводы для критики законопроектов от команды Зеленского. «В то же время мы будем бдеть, чтобы через Верховную Раду не прошло ни одного решения, которое бы посягало на нашу независимость, ущемляло права украинцев, ухудшало уровень их жизни», – подчеркнула лидер «Батькивщини».
Тимошенко всегда делала ставку на популизм – и в те периоды, когда она была у власти, и когда была вынуждена уходить в оппозицию. Сейчас она оказалась в уникальной для себя ситуации: не во власти, но и не в оппозиции. Зеленский не захотел делиться с ней властью, но стать в оппозицию к нему Тимошенко пока что не может. Причина именно в том, что она пока не может направить против Зеленского свое излюбленное оружие – популизм.
В плане популизма Зеленский на голову выше Тимошенко. Но не потому, что она менее талантлива. Просто она в политике уже почти четверть века (впервые была избрана в парламент в декабре 1996 г.) и уже хотя бы поэтому не могла, как Зеленский, выдвигать лозунги типа «Долой всех, кто уже был во власти». Да и свою команду она подбирала долгие годы и потому не могла, подобно Зеленскому, обещать привести в парламент «исключительно новые лица».
Тимошенко прекрасно знает, что сейчас все (ну, или почти все), что делают Зеленский и его команда, на ура воспринимается подавляющим большинством телезрителей. Поэтому она совершенно не собирается настраивать против себя людей и пытаться ставить подножки Зеленскому. Тем более что тот прет, как поезд, и никакой подножкой ему не помешаешь (только ноги лишишься).
Также Тимошенко знает, что широкие массы избирателей ждут от новой властной команды – президента, парламента и правительства – всяческих чудес. Например, списания долгов за коммуналку, снижения тарифов, повышения пенсий, увеличения зарплат учителям и т.п. И Тимошенко не собирается разубеждать людей, открывать им глаза, говорить, что это оголтелый популизм и подобные чудеса невозможны. Наоборот, она сейчас тихо выжидает, когда фантастические мечты людей столкнутся с реальной неспособностью команды Зеленского их воплотить.
Кстати, выжидает Тимошенко действительно тихо. За первую половину сентября на ее «фейсбук»-страничке и на партийном сайте не появилось ни одного заявления по поводу каких-либо законопроектов от команды Зеленского – ни за, ни против. С комментариями выступают только рядовые члены фракции. Да и они стараются воздерживаться от однозначных оценок. Например, Алена Шкрум, объясняя голосование фракции «Батькивщины» за роспуск Центризбиркома, признала: «Это очень неоднозначное решение. Есть решения, которые черные и белые, а некоторые ни черные, ни белые».
Такая тактика Тимошенко очень расчетлива и технологична. Расчет ее базируется на том, что команде Зеленского предстоит в ближайшее время определиться по двум вопросам. Во-первых, по параметрам госбюджета на 2020 г. Во-вторых, по вопросу о продлении моратория на продажу земель сельхозназначения, который по ныне действующему закону установлен до 1 января 2020 г.
Как известно, борьба за продление моратория – это излюбленная фишка Тимошенко. А Зеленский, наоборот, в своей программе обещал формирование прозрачного рынка земли. В августе он анонсировал проведение уже в текущем году земельной реформы, с тем чтобы рынок заработал со следующего года. Более того, запуск рынка сельхозземель – это способ хоть как-то пополнить госбюджет, что сейчас является одной из главных проблем для правительства.
Поэтому Тимошенко сейчас дожидается, когда команда Зеленского решится на отмену моратория. Если не решится – что же, тогда у нее есть запасной вариант: кричать о недостаточной социальности госбюджета-2020 и добиваться выполнения Зеленским и его партией своих предвыборных обещаний о снижении тарифов и повышении зарплат и пенсий. Много толку от этого крика, конечно, не будет, но по крайней мере это поспособствует популяризации лозунга «Юлю – в премьеры».
Если же команда Зеленского все же решится на отмену моратория, тогда пропагандистская машина, обслуживающая президента, конечно же, постарается красочно живописать телезрителям, как они все обогатятся благодаря пополнению госбюджета и росту ВВП. Тимошенко будет трудно вести контрпропаганду в отсутствие собственных телересурсов. Однако партийные структуры «Батькивщини» в регионах все же будут способны поднять панику насчет вопиющей зрады: дескать, землю скупят иностранцы и олигархи (а без этого государство просто не сможет заработать на продаже сельхозземель). Особенно нервно на это могут среагировать в сельской местности, если «Батькивщина» убедит украинских селян, что Зеленский отдает их в вечную кабалу.
Все это будет иметь первостепенное значение в ходе предстоящих местных выборов. На кампании против рынка земли Тимошенко может заработать немалую поддержку селян. Благодаря этому «Батькивщина» может стать главным конкурентом «Слуги народа» на выборах в сельские, районные и областные советы. Напомним, кстати, что в областных советах большинство депутатов – это представители именно сельских районов.
Если «Батькивщина» заимеет крупные фракции (а то и сколотит вокруг себя большинство) в облсоветах от Хмельнитчины и Волыни до Сумщины и Кировоградщины, то у Тимошенко, наверное, добавится веских аргументов в диалоге с президентом, его командой и Игорем Коломойским. Впрочем, вовсе не факт, конечно, что все эти расчеты сбудутся. Например, Зеленский может наделать ошибок в совсем другой сфере (попытки договориться с Путиным), и всем будет уже не до земельного моратория.
Юрий Вишневский / Деловая столица