п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Договоренность с Путиным: Чем Украина заплатит за пленных Пойдет ли президент Владимир Зеленский на прямые переговоры с боевиками?

Обмен пленными по формуле 35 на 35 между Украиной и Россией все-таки состоялся. Мы отдали им Цемаха и Вышинского. Они вернули нам Сенцова, моряков, Кольченко и многих других/

В отличие от предыдущей истории по обмену, когда он затормозился из-за фигуры Цемаха, но поднял сумасшедшую волну в СМИ, сегодняшний готовился в обстановке секретности. Журналисты пытались узнать какую-либо информацию со вчерашнего дня, но подавали ее дозированно и осторожно. Молчали до последнего даже родственники, с которыми общались в СБУ.

В итоге, самолет с украинскими пленными, летевший из Москвы и россиянами, которых забрали из Борисполя, приземлились синхронно. И можно сделать несколько важных выводов из обмена, который стал действительно историческим событием.

1). Украина получила 24 захваченных в плен в ноябре 2018-го моряков и 11 политзаключенных. Отдали мы так же 35 россиян, в числе которых и потенциальный свидетель и участник сбития малазийского «Боинга» Владимир Цемах. Именно договоренность относительно его обмена, против которого выступали некоторые страны Запада включая Нидерланды, затормозили финальный этап на прошлой неделе. Для Зеленского данный обмен – большая победа. Он лично встречал ребят в аэропорту, но не делал эту историю пафосной, как Порошенко в 2017-м с продолжительными речами. Зеленский поприветствовал пленных и очень быстро отпустил их в объятия родственников.

2). Зеленский подтвердил договоренности с Путиным. И сказал, что говорил с российским президентом, а обмен пленными – это первый этап на пути к прекращению войны и разблокированию диалога с РФ. Далее – разведение войск на Донбассе. По словам Зеленского, они с Путиным выполнили договоренность. Правда, на Банковой пока не уточняют, что обмен всех на всех не состоялся. И в российских казематах остаются немало крымских татар и других украинцев. Как их освободить?

3). И в данном случае необходимо понимать, что Россию исторически никогда не интересовали собственные граждане. Они не признавали их своими во многих войнах. Поэтому стоимость условного Сенцова и наших пленных – это не Вышинский или Цемах. Ценой для Зеленского и Банковой именно сейчас может быть, во-первых – ухудшение отношений с западными партнерами по причине передачи Цемаха. Он мог бы помочь следствию, хотя и без него доказательств против РФ много. Вот только теперь этот свидетель может банально исчезнуть на России. Во-вторых – ценой может стать неприкосновенность Медведчука, против преследований которого публично высказался несколько дней назад Путин. В российском контексте именно Медведчук является главным перговорщиком по пленным. Именно он посещал Клыха и Карпюка. И он больше всего ездил в Москву. Поэтому Медведчук для Путина должен оставаться «точкой входа» в Украину и он всячески демонстрирует нашей власти, что без его кума переговоры невозможны. И, несмотря на угрозы Зеленского, которые в последнее время звучали в адрес ОПЗЖ и Медведчука, слова Баканова, что поездки на Россию кума Путина – лишь его личная инициатива и в переговорах он не участвовал, а также желание избавить Медведчука одного из каналов, забрав лицензию (речь о Newsone), в ближайшее время он все равно будет присутствовать в контексте переговоров Украины и РФ по крайней мере медийно. Над тем, как нейтрализовать влияние Медведчука Зеленскому придется еще долго думать…

4). Самое важное. Платой за уже освобожденных, а также за дальнейшую свободу других украинцев, и желанный мир на Донбассе, может стать согласие сесть на стол переговоров с лидерами боевиков – с Пушилиным и Пасечником.

Потому что именно к этому больше всего стремится Россия. И мира без этого, по их парадигме, не будет. Посредником в этой истории может выступить только Кремль, если он вообще понадобится. Но такой формат будет означать автоматическое признание Украиной того, что на нашей территории все время шла именно гражданская война, а не противостояние с Россией. И тогда Кремль может получить от Запада смягчение санкций и в целом стимулировать Крупную сделку по миру на Донбассе, которая уже сейчас просматривается. На последнем саммите G7 обсуждали возвращение России в формат G8. Трамп и Макрон больше всего высказывались за такой сценарий, но при условии урегулирования конфликта с Украиной. Лишь потом Великобритания, Германия, президент Зеленский и другие начали говорить, что возвращение россиян невозможно. И только украинская сторона вспомнила о Крыме. У остальных он не стоит на повестке дня.

Еще было заявление Зеркаль об антироссийских санкциях, которые будет сложно удержать. Кстати, освобождение Цемаха может теоретически повредить наказанию за «Боинг». И звонок Макрона Зеленскому после голосования в ВР за новое правительство – разговор был как раз об этом, а еще войне и G7. Ранее Макрон говорил с Путиным… А еще ранее Трибунал ООН приказал России освободить пленных моряков.

Крупная сделка – сценарий, который устраивает практически всех. Европа, наконец, сможет спокойно вести бизнес с РФ. Трамп подойдет к выборам 2020 на волне победителя, который уладил конфликт, «порожденный» администрацией Обамы и демократами. Украина получит мир. Вот только на условиях агрессора с последующим особым статусом Донбасса и реинтеграцией марионеточных республик на условиях Москвы.

Россия же получит больше возможностей для раскола Украины внешними силами и внутренними, при помощи собственной партии ОПЗЖ в парламенте и массы информационных ресурсов.

Пойдет ли Зеленский на прямые переговоры с боевиками? На данный момент это слишком токсично несмотря на то, что у президента практически вся власть в стране, и скоро он будет контролировать силовиков. Эту историю необходимо правильно информационно подать. А это все время и мы скоро узнаем, существует ли такой сценарий в возможных планах. И нужно понимать, что освобождение пленных – это одно из обещаний Зеленского, которое он выполнил. Хоть и частично, потому что еще есть другие. А такой подарок от Путина может стоить слишком дорого.

5).Отдельный вопрос – что теперь делать с освобожденными из плена. Важно понимать, что эти люди сидели в российских тюрьмах, некоторые по пять лет. Там их били и ломали. И не факт, что не сломали и не завербовали. Мы могли переживать за Сенцова, Клыха и Карпюка. Но мы должны говорить, что сейчас после медосмотра этих людей необходимо проверять. С ними должна работать СБУ. Потому что каждого из этих людей россияне могут потенциально использовать.

Например, Карпюк и Клых – люди с разными историями. Первый – националист, в свое время авторитет в праворадикальных движениях, в УНА-УНСО. Второй засветился на Антимайдане. Именно их почему-то выбрал Медведчук. Именно к ним он летал несколько лет. И именно Медведчука хвалил Карпюк сегодня в аэропорту «Борисполь», рассказывая, как тот с Рабиновичем привез ему сало 30-го августа. Не стоит забывать, что Путин называл Медведчука украинским националистом. Стоит помнить, что у Медведчука есть три телеканала и собственная партия ОПЗЖ в парламенте. Нет только лидеров мнений – Савченко миссию провалила. Действительно, Россия сейчас пытается создать в Украине собственное гражданское общество, которое будет противовесом прозападному. И для этого ей необходимо легализовать многих лидеров мнений. Тот же Шарий со своей партией – он уже подтягивает в нее студенческую молодежь. Карпюк красиво говорит, и к нему могут прислушаться. Поэтому интересно в ближайшее время посмотреть, где он будет, и чем будет заниматься.

Зеленский должен хорошо подумать, давать ли освобожденным пленным Героя Украины. Прежде всего, Олегу Сенцову. Мы все помним опыт Порошенко с Савченко. И кем оказалась Савченко после российской тюрьмы. Так же мы не знаем, удалось ли россиянам сломать и завербовать наших ребят. ФСБ вполне способна на это. Поэтому новая власть должна подумать над вопросом наград, не наступив на грабли предшественников. И о дальнейшей судьбе этих людей также. Условный Сенцов станет мощным пиаром для Зеленского. Но кем он станет после освобождения? Будет писать книги, снимать кино или же заниматься театром. Или уйдет в условное Госкино и выше… О худшем варианте говорить не хочется. СБУ должна поработать с освобожденными из российского плена. Враг коварен.


Андрей Коваленко / Depo.ua
Поділіться цим