Прежде чем говорить обо всем этом, нужно выделить несколько базовых моментов, которые являются важными для понимания процессов ближайших шести-девяти месяцев.
Оппозиции не будет. Не надейтесь
Итак, прежде всего надо сказать, что в ближайшее время никакой реальной оппозиции сформировано не будет. Причин несколько. Первая и самая важная — состояние общества, которое преимущественно не хочет видеть никаких проблем и занимает позицию маленького ребенка: «я не замечаю проблему — значит проблемы нет».
Во-вторых, шансы превратиться в оппозицию имеют только две политсилы: ОПЗЖ и «ЕС». Первые, судя по всему, пока получили команду быть аккуратными и толерантными с Зеленским, поэтому они сами и их телеканалы пока очень сдержаны. Хотя следует заметить очень важную вещь, которую, опять-таки, никто не хочет замечать: они начинают формировать новый пул экспертов, из которых, наверное, до следующего избирательного цикла вырастет целая плеяда подкованных и раскрученных имен. То же самое они делают и в соцсетях. И это действительно может стать серьезной угрозой в будущем. По большому счету, они делают все то, что США и ЕС делали с 2004 года. Они строят свое гражданское общество. А имея в руках столько телеканалов, они имеют куда лучшие стартовые возможности.
Что касается партии «ЕС», то она, наоборот, пока не понимает вообще что делать, и сейчас так называемые порохоботы остались безхозными. А вместе с этим, люди, которые поддерживали Порошенко практически не имеют новых аргументов не то, чтобы воевать дальше, но даже для того, чтобы самих себя убедить, что они не ошиблись.
Третий важный момент — телеканалы пока не говорят об ужасной жизни, а наоборот, излучают позитив. А значит, общий фон в обществе держится на достаточно высоком положительном уровне. Что касается соцсетей, то тактика команды Зе заключается в простой фразе: «дайте им что-то сделать» и пока это работает.
Тактика тысячи громоотводов
Перед парламентской кампанией Зеленский нащупал свой стиль управления, когда накричал на заместителя бориспольского мэра (между прочим, в больнице ничего после этого не произошло, как говорят мои знакомые, но информация не до конца проверена). Так вот, после этого посыпались на всех и на вся строгие приказы и предупреждения. Пока, большинство топ-чиновников еще не поняли, но основой системы управления Зеленского станет тактика тысячи громоотводов, когда каждый из окружения, в случае плохой оценки обществом и при малейшей угрозе для рейтинга, может быть уволен и подвергнут остракизму. На этом этапе развития, Зеленский — это сильный лидер, который может чего-то и не знает, но хочет сделать как лучше. А вот бояре, как всегда, воруют и что-то делают не так. Следовательно, у президента есть тысячи громоотводов, которые в любой момент могут стать «справедливыми жертвами».
План команды Зе
После вчерашнего совещания с силовиками и руководством правительства у многих сложилось впечатление о том, что наконец-то мы увидели программу действий президента. На самом деле, мы имеем набор идей, которые частично были когда-то разработаны грантоедской средой с определенными вкраплениями от других групп влияния. Пока о лоббизме говорить рановато, потому что мы не увидели текстов, но пока все выглядит так, что в основу идеологем нового курса власти становится привлечение быстрых денег без просчета последствий дольше чем на полтора — два года.
Классический пример — рынок земли. Пока выглядит так, что дополнительных требований к покупателям земли государство не выдвинет. И как результат, (конечно это отдельный текст, который еще будет написан), но в первый год может быть продано примерно 2 млн государственных земель и 5 млн частных, больше просто невозможно продать. Так вот, кроме того, что сюда зайдет агрессивный спекулятивный капитал и будут отмыты средства 10-12 семей из Украины и ближайшего зарубежья, что получим мы? Исходя из того, что сейчас цена вряд ли превысит 1500-2000 долларов (даем явно завышенную оценку), государство получит дополнительные 100 млрд грн (сводный бюджет 1 трлн 100 млрд). Население возьмет на руки 10 млрд долларов, которые на 70% пойдут в иностранные экономики, потому что люди начнут покупать телевизоры, чайники, машины и только треть денег вложат в недвижимость, что оживит эту отрасль. Конечно одномоментное появление дополнительных 10-15 млрд долларов позволит увеличить рост ВВП до 6-7%, но будет ли этот эффект долговременным, вопрос риторический. Не говоря о том, что через 5-6 лет у нас произойдет первоначальное накопление больших массивов земли и после этого у нас начнется очень серьезный спекулятивный рынок земли, а последствий этого этапа никто даже не прогнозирует.
И это лишь один из возможных примеров.
На самом деле, программы развития страны нет. Есть определенные идеи, красивые слова, но у команды Зе пока нет серьезной программы действий. Через пару недель, конечно, будет написана программа правительства, но это вряд ли пока является программой фундаментальных реформ в стране. Это набор идей, часто лоббистского характера с прицелом на то, чтобы понравиться МВФ и получить очередную программу. А рынок земли стоит новой программы (с точки зрения МВФ).
Молчаливые бунты парламента
Первые дни работы Рады и комитетов Рады показали, что абсолютное большинство депутатов будут статистами.
Кое-кто в кулуарах уже начал тихонько выступать против этого, и такие настроения будут потихоньку расширяться, но логика действий этого парламента будет такой, что за пределы кулуаров эти бунты никуда не пойдут. Более того, в следующем году зарплата депутата вырастет до 100-200 тыс грн и это полностью удовлетворит половину депутатского состава.
В целом, все разговоры о том, что будут какие-то игры депутатов за пределами генерального линии партии — это миф. В ближайший год, даже теоретически, об этом говорить нет смысла. И проблема здесь не в репрессивной машине, которую можно применить к каждому из нардепов. Для того, чтобы собрать в пределах фракции Зе группу из 30-40 нардепов, которые будут играть синхронно с другими фракциями парламента против своих, нужны два фактора: крупный спонсор, которому начал ставить палки в колеса президент, и резкое падение рейтинга президента. Пока это футурология. Поэтому парламент, как я уже говорил, станет транзитным сервером.
Единственное о чем сейчас можно говорить, так это о том, что ряд депутатов обязательно начнет искать заработок на стороне и поэтому, под определенные точечные проекты будут создаваться микрокоалиции, где, приводя «правильные лоббистские аргументы», будут протягивать те или иные локальные решения. По сути, этот механизм будет единственным действенным инструментом работы в парламенте при проведении нужных решений. И здесь главный вопрос как скоро появятся эти лоббисты и как быстро на них начнут писать кляузы и анонимки.
Посадки и первые жертвы
В течение следующих 2-3 месяцев президент возьмет под контроль практически всю репрессивную машину в государстве. Формально. Можно почти не сомневаться, что он получит право увольнять главу НАБУ, ГБР, подчинит себе лично нацгвардию и возьмет контроль над ВККС.
Де-факто, Зеленский может получить всю полноту власти, которой иногда не было даже у Кучмы. Это мало кто хочет сейчас обсуждать, даже такие люди, как Шабунин почему-то не хотят рот раскрыть против возможного подчинения руководителя НАБУ президенту. Почему так? Все считают, что смогут договориться. Так было в 2004, 2010, 2015 гг. Единственная цель, которую ставят перед собой потенциальные жертвы — продержаться и не попасть под первую волну работы Антикоррупционного суда, который сейчас оказался на растяжке между европейцами, которые пригрозили пальчиком против политических решений, и Киевом, где требуют от них двадцать карательных кейсов. Как будут развиваться события? Очевидно, будет найден компромиссный вариант из 5-6 кейсов. Правда, раскрутка репрессивного маховика, который не держится на праве, может стать новым этапом развития страны уже в 2020 году. Пока трудно это спрогнозировать, потому что мы до конца не понимаем, какую модель государства захочет строить Зеленский — исключительно автократическую (такая себе Беларусь) или все же это будет просто демократия, где придется обращать внимание на внешний мир. Проще говоря, это геополитический выбор. Пример Януковича показал, что быть и там и там можно, но довольно короткий промежуток времени.
Ну, а что касается отставок, то с большой долей вероятности мы можем сказать, что через 3-4 месяца придет время громких отставок топ-руководства. Если в Кабмине кто-то считает, что голосование за программу правительства дает ему годичный иммунитет, тот глубоко ошибается. «Громоотводу» будет предложено написать заявление по собственному желанию и громоотвод его напишет.
Гуманитарная политика
Нельзя обойти вопросы гуманитарной политики, ведь сейчас многие говорят, что этой политики просто нет. Это глубинная ошибка: гуманитарная политика (в широком смысле) сейчас полностью зависит и подчинена внешней политике. Идут большие торги о крупной сделке. Для того, чтобы ничего не испортить там, министру культуры сказали не раздражать никого никакими выступлениями с противоречивыми идеями. Логика здесь простая: лучше с десяток культурных деятелей скажут, что культурной политики нет, чем потом иметь проблемы, как на внешнем фронте, так и на культурном фронте внутри страны.
Вадим Денисенко / Facebook