Заявления поверенного в делах США в Украине Уильяма Тейлора, сделанные им в интервью УП, на первый взгляд, выглядят так, будто Госдеп США признается в любви как к новому украинскому президенту, так и его команде.
Есть в этой речи и обещания двух вероятных свиданий – пардон, встреч между Трампом и Зеленским, и утверждение об очевидном (по крайней мере, для Тейлора) отсутствии влияния каких-либо олигархов на решение украинского президента, и готовность принять любой кадровый выбор нового президента, который, без сомнения, не повлияет на отношения с США.
Впрочем, если вчитаться в суть профессионально-оптимистических пассажей дипломата, впечатление складывается уже немного иное.
Во-первых, свидание между Зеленским и Трампом в Варшаве или в Нью-Йорке будет иметь чисто декларативный характер. «В Варшаве, то ли в Нью-Йорке будет короткая встреча. Это будет возможность для президентов сказать «Hello!» друг другу, лично обменяться приветствиями», – так охарактеризовал потенциальное общение Тейлор. Что и не удивительно – поскольку хоть на мероприятиях в Варшаве, хоть на заседании Генассамблеи в Нью-Йорке будет своя очень насыщенная программа, и полноценные переговоры в нее просто «не поместятся».
Во-вторых, дата реальной содержательной встречи определена уже существенно менее точно. «Я надеюсь, что она будет через месяц или два в Вашингтоне», – отметил Тейлор, очень дипломатическим образом демонстрируя, что финального решения пока нет.
И, в-третьих, говоря об ожиданиях от гипотетических результатов подобных встреч, Тейлор говорит следующее: «Мы ждем… что президенты пообщаются, оценят поддержку, которую США оказывают Украине, и подтвердят, что эта поддержка будет сохраняться».
В переводе с дипломатического на общечеловеческий это означает, что сейчас не идет речь о расширении экономической безопасности или сотрудничества, или каких-то новых совместных проектах. Речь идет лишь о «сохранение поддержки». Которае, судя по всему, тоже не является гарантированным фактом.
В чем же причина столь сдержанной позиции Вашингтона в вопросе сотрудничества с действующим украинским президентом? Ответ на этот вопрос знает, очевидно, не слишком много людей в вашингтонской и киевской администрациях. И поверенный в делах США в интервью при них скромно умалчивает, рассказывая о том, что для встреч не существует «никаких преград, кроме вопроса графика».
Поэтому для общественности в этой сфере открывается достаточно широкий простор для спекуляций. Которые могут состоять из чего угодно, начиная от желания США повлиять на кандидатуру будущего украинского премьера, требований относительно реального дистанцирования людей Коломойского от процесса принятия управленческих решений в президентском офисе, и заканчивая желанием команды Трампа получить компромат на сына Джо Байдена, Хантера, который может быть причастен к деятельности сомнительных коммерческих структур в Украине.
Конечно, ни о каком радикальном разрыве со стратегическим союзником не говорится, и Тейлор неоднократно подчеркивает необходимость совместного противостояния России.
Более того, если принять во внимание тот факт, что даже над «короткой» встречей президентов, кроме Курта Волкера и Тейлора, работает еще и министр энергетики США Рик Перри, то, в общем, можно предположить, что дело не ограничится лишь фотосессией, а будет какое-то планирование противодействия российскому нефте-газовому лобби в Европе.
Но на сегодняшний день нет сомнения в том, что Вашингтон готов только к спорадическим и поверхностным контактам с украинским президентом. Для существенной беседы, которая может принести весомые результаты в двустороннем сотрудничестве, требуется «совпадение графиков», которого сейчас нет.
Тарас Паньо / Depo.ua