п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Торговля и Крым: Для чего Зеленский едет к Эрдогану Зекоманде после ряда чувствительных внешнеполитических поражений крайне необходима эффектная «перемога»

Пресс-служба действующего президента Украины продолжает информировать граждан о графике зарубежных визитов Владимира Зеленского. После того, как были определены даты поездок в Вашингтон и Варшаву, настал черед и Анкары.

В частности, сегодня стало известно, что 7-8 августа президент Украины будет находиться с визитом в Турецкой Республике, где планирует встретиться с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, Вселенским патриархом Варфоломеем, а также с представителями украинской и крымскотатарской общин.

Для чего необходим данный визит украинскому президенту, который громко декларирует прозападный курс, после избрания посещает ЕС, ожидает встречи с президентом США — и вдруг спешно едет к турецкому лидеру, находящемуся в эпицентре одновременно нескольких скандалов, которые сегодня разрушают отношения Турции с Западом?

Ответов на эти вопросы несколько. И одним из ключевых является слово «торговля». Турция традиционно колеблется между вторым и четвертым местом в списке главных торговых партнеров Украины. Товарооборот между государствами составляет вполне приличную сумму в размере без малого 4 миллиардов долларов. При том с очень, очень весомым положительным для Украины сальдо — например, в 2017 году в Турцию было экспортировано товаров и услуг на 2,5 млрд долларов, тогда как импортировано продукции на 1,26 млрд. Однако по прогнозам экспертов, эту весомую сумму можно как минимум удвоить — если подписать соглашение о зоне свободной торговли.

Работа в этом направлении началась еще семь лет назад — когда в 2012 году бывший президент Виктор Янукович дал задание начать соответствующие переговоры бывшему министру экономического развития Петру Порошенко.

И полтора месяца назад, в конце июня, заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар доложил, что сделка «готова на 99%», но несогласованной остается «тематика, связанная с тарифами на сельскохозяйственную продукцию и определенную часть услуг». Проще говоря, не существует каких-либо политических или идеологических препятствий, стороны банально не могут договориться о конкретных финансовых условиях. Что, в свою очередь, может надолго затормозить принятие финального документа.

А вот «молодая команда» президента Украины, после ряда чувствительных внешнеполитических поражений — наподобие возвращения России в ПАСЕ, требует эффектной «перемоги». И ЗСТ с Турцией на роль такой «перемоги» вполне подходит.

С другой стороны, и Эрдоган, на фоне скандалов о закупке российских С-400, после которых непростые отношения с США стали еще хуже, а союзники по НАТО всерьез задумались над возможностью прекращения членства Анкары в Альянсе, и после начала нового наступления сирийских курдов, которое вызвало резкую реакцию в Европе, также требует каких-то внешнеполитических успехов. И возможности переориентировать свой экспорт в случае ухудшения отношений с Европой — дальнейшего падения платежеспособности России.

В качестве некоего «аванса» для Украины накануне встречи с Зеленским глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу в очередной раз подчеркнул, что Анкара не признает «временной оккупации Крыма», и будет продолжать политику активной защиты прав крымских татар.

При таких условиях существует ненулевая вероятность, что политическая решимость обеих сторон приведет к ряду компромиссов, которые, в конечном итоге, позволят все же подписать соглашение о свободной торговле. Правда и не во время ближайшей встречи — но в течение нескольких недель или месяцев.

Проблема заключается в том, что турецкая сторона на протяжении многолетних переговоров делала все возможное, чтобы вывести из-под действия ЗСТ сельскохозяйственную продукцию — сосредоточив действие соглашения на промышленных и сырьевых товарах. Проще говоря, чтобы закрепить ситуацию, при которой Украина поставляет в Турцию черные металлы, получая взамен промышленные товары. На даный момент позиция несколько смягчилась, но Анкара все равно очень неохотно соглашается на снижение налогов на продукцию АПК.

Такой вариант может показаться приемлемым для Зеленского, за которым, как известно, стоит скорее промышленное, чем сельскохозяйственное лобби.

Естественно, что на переговорах стороны затронут и вопросы защиты прав крымских татар. Для чего у Анкары в существующем геополитическом пасьянсе существует заметно больше возможностей, чем у Киева.

На фоне встречи Зеленского и Порошенко на память приходит еще и откровенно безумная версия Telegram-канала «Легитимный» о том, что у экс-президента Украины Петра Порошенко недавно в Стамбуле состоялась неофициальная встреча с Эрдоганом, который готов предоставить ему убежище в случае уголовного преследования. Однако, зная внешнеполитическую осведомленность экс-президента, подобное предположение кажется не слишком правдоподобным. Порошенко — не радикальный мусульманин, чтобы обращаться к Эрдогану за «спасением» и однозначно сможет указать на карте мира с полдесятка более безопасных для себя мест.

Впрочем, какими бы не были интересы экс-президента Петра Алексеевича, соглашение о свободной торговле с Турцией, над которой немало потрудился и он, станет одной из ключевых тем разговора между президентами. И, в перспективе, имеет шанс стать заметным импульсом для развития украинской экономики.


Роман Федюк / Depo.ua
Поділіться цим