Временный поверенный по делам США в Украине Уильям Тейлор, проливая свет на детали состоявшегося на прошлой неделе телефонного разговора президента Дональда Трампа и Владимира Зеленского, сообщил, что визит украинского президента в Вашингтон готовится и состоится в ближайшее время. Но конкретной даты до сих пор нет. В то же время, перед ОПУ на горизонте замаячила перспектива провести такую встречу не в Вашингтоне и с более понятными сроками.
Может быть даже в Киеве уже в первых числах сентября. По крайней мере, такой сценарий со стопроцентной уверенностью не исключил спецпредставитель Госдепартамента по вопросам Украины Курт Волкер в интервью «Голосу Америки», отвечая на вопрос, может ли Трамп заехать в Киев после поездки в соседнюю Польшу. «Что касается посещения нашим президентом Украины, я не знаю, в ближайшем будущем или в дальнейшем, но мы бы тоже очень хотели, чтобы наш президент сюда приехал», — отметил Волкер. Но сперва подчеркнул, что визиты президентов США утверждаются заранее, а потому «что-то подобное запланировать — это, конечно, стоило бы очень серьезных усилий». Заметим, усилий как со стороны Вашингтона, но в еще большей степени со стороны заинтересованной, принимающей стороны, т.е. офиса Зеленского. Для внесения корректив в график Трампа нужны серьезные причины. Или «услуги». Вопрос будет ли готов Зеленский таковые оказать и будут ли они достаточны для изменения планов американского президента.
С другой стороны, куда более реалистичной выглядит альтернатива приезду Трампа в Киев (где он, к слову, ни разу и не был с начала президентства) — встреча с Зеленским где-нибудь в Варшаве. Как известно, хозяин Овального кабинета прибудет в польскую столицу 31 августа для участия 1 сентября в мероприятиях по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны и общения с американскими военными на одной из баз НАТО в контексте активно выстраиваемой сейчас концепции «Форта Трамп». 1 сентября в Польше будет и президент Украины, в планах которого переговоры с польским коллегой Анджеем Дудой. Вполне возможно, что Зеленскому удастся провести короткую встречу на ногах с Трампом — пожать руку и улыбнуться в камеры, как в свое время — в апреле 2010 г. (т.е. так же, как и Зеленский вскоре после избрания президентом) — Янукович жал руку Бараку Обаме. Тогда беглый экс-президент «заплатил» за эту возможность покрасоваться рядом с лидером «свободного мира» отказом от высокообогащенного урана.
В случае же с Зеленским, элементом торга выступает пока даже не сама встреча с Трампом, а ее возможность. И за эту возможность ОПУ должен предложить хорошую цену. Да, с одной стороны, учитывая регулярность приездов в Киев министра энергетики Рика Перри, Белый дом могли бы соблазнить поставки американского газа. Однако, нужно понимать, что Трампа — лоббиста американского бизнеса — газовые контракты все же интересуют меньше, чем предстоящие президентские выборы и то, какую роль в них может сыграть Украина. А наше государство ввиду тесной вовлеченности в американскую политику сохраняет статус ее субъекта, и одновременно — объекта.
Украинцы в американской политике
О чем напомнили недавние публикации в американской прессе. Речь о немалом по объему расследовании BuzzfedNews авторства редактора Майкла Саллаха, корреспондента издания в Киеве Татьяны Козыревой и регионального редактора Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Обри Белфорда. В материале, опубликованном в шесть утра (по местному времени) 22 июля, детально расписывается участие «солдат удачи» адвоката Трампа Рудольфа Джулиани — Льва Парнаса и Игоря Фрумана — в наведении мостов между высокопоставленными чиновниками в Украине, включая генпрокурора Юрия Луценко, и Белым домом, а также влиятельными конгрессменами. Важнейшей, наверное, составляющей переговорного процесса были деятельность экс-вице-президент Джо Байдена и его сына Хантера в Украине и компании Burisma Holdings.
И в тот же день, но уже ближе к вечеру, на страницах The Hill появилась новая колонка Джона Соломона, чьи интервью с Луценко и главой САП Назаром Холодницким относительно Байдена и бывшего уже посла США в Киеве Мари Йованович наделали в этом году немало шума. В этот раз Соломон, ссылаясь на свои источники, «ударил» уже непосредственно по спецпрокурору Роберту Мюллеру, который через два дня дал показания Юридическому и комитету по разведке Палаты представителей в рамках «российского дела». Мишенью стал представитель офиса Мюллера — прокурор Эндрю Вайсман, который, по словам Соломона, 4 июня 2017 года тайно вышел на связь с адвокатами олигарха Дмитрия Фирташа. Вайсман, якобы, предлагал снятие всех обвинений в обмен на какую-нибудь грязь на Трампа. Но Фирташ, мол, гордо отказался, несмотря на бедственное положение в качестве венского узника. И теперь, согласно материалу Соломона, украинский олигарх использует переговоры и давление со стороны Вайсмана, чтобы выставить расследование в США преследованием.
Помимо очевидной цели подорвать доверие к расследованию Мюллера материал в The Hill есть смысл рассматривать как своего рода ответ на расследование BuzzfeedNews. Оба имеют отчетливые признаки медийной войны двух противоборствующих лагерей. И в обоих лагерях явно нашлось место для представителей украинского политикума. Одни из них идут на конфронтацию с Белым домом и лично Трампом, а другие — пытаются сохранить сотрудничество, основой которой является вероятное вмешательство Байдена в украинскую политику.
А что Зеленский? Президент Украины, очевидно, ищет встречи с Трампом, но, судя по всему, в его окружении есть лица, которые не относятся с тем же трепетом к такой перспективе. Если взглянуть на первые зарубежные контакты Зеленского на высоком уровне, то вместо президента США были «предложены» другие влиятельные политические фигуры, с которыми президент Украины успел лично встретиться — это канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон; или переговорить — лидер РФ Владимир Путин. Причем, если говорить о первых двух, то нынешние взаимоотношения Трампа с Меркель и Макроном очень и очень сложные, даже негативные.
Отчасти же ответственность за «геополитический выбор» Зеленского и его окружения несет и Белый дом, который не спешит вывести диалог на уровень, наблюдавшийся при Петре Порошенко, иллюстрацией чего является отсутствие полномочного посла в Киеве. Но опять-таки осторожность или, если хотите, медлительность Вашингтона объясняется очень просто — свои заверения Зеленский должен подтвердить реальными предложениями. В администрации Трампа звонком и обещанием переговоров даже сделали шаг на встречу. Чего же может хотеть от Зеленского Белый дом помимо газовых контрактов? Во-первых, чтобы неопытный президент дистанцировался, вышел из-под влияния, с точки зрения Вашингтона, недружественного по отношении к администрации Трампа олигарха Игоря Коломойского. Во-вторых, возможно компромат на какое-нибудь лицо, аффилированное с Мюллером, чтобы окончательно притопить «российское дело» после удачно для Трампа завершившихся слушаний в Конгрессе. В-третьих, ввиду того, что время поджимает (до мероприятий в Варшаве остался месяц), хотя бы гарантии продолжения сотрудничества по делу Байдена, начавшегося при Луценко, которого у Зеленского хотят убрать, а потому у Трампа не испытывают уверенности в том, что украинская карта в предвыборной войне с бывшим вице-президентом останется актуальной.
Владислав Гирман / Деловая столица