Группа компаний Wexler решила с 1 августа прекратить поставки дизельного топлива в Украину по трубопроводному маршруту – по нефтепродуктопроводу «Самара – Западное направление», который идет из России через Беларусь и Украину в Западную Европу, и принадлежит компании «Прикарпатзападтранс». Сообщение об этом обнародовала группа Wexler на своем сайте.
Компания указывает, что на такой шаг она решилась после того, как украинское правительство ввело дополнительные спецпошлины на импорт дизельного топлива происхождением из России по этому трубопроводному маршруту. Согласно постановлению Кабмина №624 «О вопросе введения специальной пошлины на отдельные товары происхождением из Российской Федерации, ввозимые на таможенную территорию Украины», с 1 августа спецпошлина составит 3,75%, а с 1 октября она будет повышена до 4%. По данным международного ценового агентства Argus Media, поставки по этому маршруту прекратила еще одна компания, которая имеет договор на транспортировку, — Proton Energy Group.
«Решение принято в связи с тем, что дополнительная спецпошлина делает дальнейшие поставки топлива трубопроводным транспортом экономически нецелесообразными», — заверяет Wexler.
Это крупнейший поставщиком дизельного топлива в Украину. По данным Wexler, в 2018 г. компании группы завезли в Украину 1,2 млн т ДТ, и ее доля составила на отечественном рынке около 20%. При этом Wexler по итогам прошлого года нарастила поставки в Украину: по железной дороге на 19% по сравнению с 2017 г., а трубопроводным транспортом — практически на треть.
СМИ неоднократно связывали деятельность Wexler с Виктором Медведчуком, кумом президента РФ Владимира Путина и теперь уже и избранным депутатом Верховной Рады Украины.
Представитель президента в Кабмине Андрей Герус после введения пошлин заявлял, что таким образом правительство и президент хотят снизить маржу трейдера-импортера, который при поставках по «трубе» зарабатывает $35-40 на тонне, тогда как другие поставщики при ввозе ДТ железнодорожным транспортом — только $10-12.
На сегодня самая крупная доля в поставках ДТ на украинский рынок припадает на долю России. По данным Argus Media, в январе-июне этого года Россия увеличила отгрузки на украинский рынок почти на 21% — до 1,4 млн т, и по итогам полугодия поставки с этого направления обеспечили 44,3% потребности, поставки белорусского топлива — 32,7%, литовского — 5,7%. А вот на долю украинских производителей, а именно Кременчугского НПЗ, подконтрольного Игорю Коломойскому, и Шебелинскому ГПЗ компании «Укргазвидобування», пришлось только 12,2%.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн на своей странице в Facebook сообщил, что, помимо Wexler Group, поставки дизтоплива по «трубе» остановили еще две компании, и поэтому с 1 августа трубопроводный канал не будет работать вообще. Он отметил, что поставки прекращены чисто по экономическим причинам — российское топливо из «трубы» после введения пошлин в опте подорожает на 700-750 грн. за тонну.
Однако Сергей Куюн пока не видит катастрофы, ведь поставки по трубопроводу частично можно заменить отгрузкой по железной дороге из белорусского Гомеля, где расположен терминал того же нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление». Правда, таким путем можно покрыть только треть от обычных объемов импорта ДТ по «трубе»: по данным «А-95», в первом полугодии среднемесячные поставки с Гомеля составляли около 45 тыс. т., с украинских терминалов «Прикарпатзападтранса» — 164 тыс. т.
Эксперт отметил, что сегодня в Украине ДТ достаточно, а это значит, что владельцы авто с дизельным двигателем могут и не почувствовать на своем кармане этих топливных перипетий. 4%-ная пошлина на топливе — это $25 на тонне, или 60 коп. на каждом литре.
Кроме того, значительные запасы дизтоплива дают трейдерам время найти замену «трубопроводному» ресурсу в виде поставок из Беларуси или по морю.
Беспокойство вызывает лишь то, что в сентябре и августе на плановые ремонты останавливаются поочередно два белорусских НПЗ. А в то же время на август-октябрь приходится пик потребления ДТ из-за уборочной кампании аграриев.
Однако, по мнению Сергея Куюна, пауза в работе трубопроводного канала поставок будет кратковременной. «Уверен, что труба заработает либо во второй половине августа, когда рынок «подсохнет» и цены подрастут, либо уже в сентябре», — написал он.
Директор специальных проектов Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев назвал украинский рынок премиальным, он отметил, что оптовые поставщики сейчас на нем зарабатывают намного больше, чем несколько лет назад, поэтому он считает, что если Wexler и решится прекратить поставки, ее долю на рынке с успехом возьмут другие компании. «Ни на них одних свет клином сошелся», — сказал эксперт. И хотя трубопроводные поставки из-за их объема являются ценовым якорем, в то же время сейчас найти ДТ на рынке можно без проблем.
Однако Геннадий Рябцев отметил, что заявление о введении пошлин и прекращении поставок может быть использовано как информационный повод для поднятия цен для конечного потребителя, которым потом может воспользоваться и Wexler, возобновив поставки: «Дизеля достаточно, но такие заявления в первую очередь рассчитаны на то, что кто-то поднимет цены, а потом та же самая компания скажет: «Ну ладно, так и быть, мы поставим».
Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ), объединяющая крупнейшие розничные сети АЗС, уже заявила, что решение Кабмина о введении пошлин на трубопроводные поставки ДТ может привести к росту цен на топливо для конечного потребителя. И при этом НАУ считает, что таким образом возрастет доходность украинских НПЗ и, как следствие, это приведет к «углублению монополии группы «Приват». Хотя заявления о монополизме выглядят слишком преувеличенными, поскольку на долю украинских производителей, а именно Кременчугского НПЗ, подконтрольного Игорю Коломойскому, и Шебелинского ГПЗ компании «Укргазвидобування», в первой половине текущего года пришлось только чуть более 12% рынка дизтоплива.
Таким образом, в действиях, приближенной к Медведчуку компании, прослеживаются два момента. Очевидный политический и суто экономический. С одной стороны, остановка трубопровода выглядит как попытка раскачать ситуацию на украинском рынке, бросив тень на новую власть, мол, обещали мир, а на самом деле только ухудшили ситуацию. Здесь стоит напомнить, что на данный момент именно представитель президента в правительстве Андрей Герус стоит за решением Кабмина о спецпошлинах на трубопроводное дизтопливо.
Но при этом Wexler Group реально борется и за свою маржу, ограниченную пошлинами, увеличивая ее, так сказать, с другого краю — создавая видимость дефицита и подталкивая вверх цены на дизтопливо в Украине. А после этого никто не помешает Wexler триумфально вернуться на рынок.
Александр Суков / Деловая столица