п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Италия смачно плюнула в Зеленского: Как теперь с этим жить? Слабость команды Зе – данность, к которой нам следует привыкнуть на ближайшие пять лет. И это как минимум

В телефонном разговоре с итальянским премьером Джузеппе Конте президент Зеленский заговорил о деле Маркива. Но Конте его не расслышал.

По версии Офиса президента Украины (ОПУ) в ходе беседы обе стороны, то есть Зеленский и Конте, обсудили павианский приговор Виталию Маркиву. Напомню, что суд города Павия, после двухлетних разбирательств, приговорил бойца Нацгвардии Виталия Маркива к 24 годам тюрьмы, признав его виновным в убийстве в 2014 г. на Донбассе итальянского фотографа Андреа Роккелли, который незаконно проник на территорию Украины через участок границы с Россией, не контролируемый украинскими властями.

В коммюнике ОФУ сообщается, что Зеленский предложил Конте правовую помощь украинской стороны в проведении «основательной совместной экспертизы» обстоятельств смерти Роккелли, выразил обеспокоенность неоправданно жестким решением суда и подчеркнул важность беспристрастного рассмотрения этого дела итальянским Апелляционным судом.

Между тем итальянское правительство в пресс-релизе о телефонном разговоре Конти с Зеленским ни словом не упомянуло тему Маркива.  По итальянской версии Конте и Зеленский «надеются, что в ближайшие месяцы будут укреплены торгово-экономическое сотрудничество между Римом и Киевом».  Кроме того, Конте поздравил Зеленского с победой «Слуги народа» на выборах в Верховную Раду, заверил, что Италия поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины, а также полную реализацию Минских соглашений и «дал высокую оценку заявлению президента Зеленского в пользу возобновления диалога, который мог бы создать условия для урегулирования конфликта в восточных регионах Украины».

И все. В итальянской версии о Маркиве нет ни слова.

Проще всего, конечно, излить желчь на Зеленского и его ОПУ, но это бесплодно и концептуально неверно. Слабость команды Зе — данность,  к которой нам следует, во-первых, привыкнуть на ближайшие пять лет, и это как минимум, поскольку, как показывает опыт Беларуси, «молодой и перспективный» политик, сменивший «старую команду», легко растягивает пятилетку на все 25 лет, а то и больше. А во-вторых, мы должны помнить, что команда Зе не свалилась на нас с неба, а проросла из народных глубин, что это плод выбора большинства нашего народа, его 73%, и что мы, признавая ценность демократии, реализуемой в виде всеобщего избирательного права, должны, даже не соглашаясь с этим выбором, все-таки уважать его. Точно так же, как и белорусы-демократы, раз уж мы сравнили Зеленского с молодым Лукашенко, обязаны уважать выбор большинства белорусского народа, а те, кто не уважает этот выбор, могут быть принуждены к уважению полицейскими мерами.

По этой причине, качества команды Зе, и, вероятно, еще более яркие качества будущего большинства в Раде, ядром которого станет фракция «Слуги народа», не повод для упреков, а одно из обстоятельств непреодолимой силы, в рамках которых развиваются события. Так решил народ Украины.

Кроме того, ситуация вокруг дела Маркива — такая, какая она есть, провальная и позорная, целиком и полностью заслуга прошлой команды. Если говорить о МИДе, то это заслуга Павла Климкина и его подчиненных. Часть вины, вероятно, лежит и на АПУ, но, поскольку этот орган исчез, редуцировавшись в ходе неравной борьбы с законом о люстрации, то о нем нет смысла и вспоминать.  К слову, провал признают и люди из МИД времен Петра Порошенко. К примеру, Елена Зеркаль прямо говорит о «большом провале» в деле Маркива, начало которому было положено еще в 2015 г.,  пытаясь, правда, переложить большую часть вины на Генпрокуратуру и  военных прокуроров. Выглядит это не очень убедительно, но хорошо пусть даже так. В конце концов, качество работы Генпрокуратуры было несомненно, куда хуже, чем даже работы МИД.

Я говорю это к тому, что наши сегодняшние проблемы связанные со слабой компетентностью ВАЗа, его ОПУ и его «Слуги» напрямую растут из провалов прошлой власти, а выбор избирателей был естественной реакцией на эти провалы и единственной, доступной «человеку с улицы». И потому все  упреки следует сейчас отставить в сторону. Наша задача не обличать и мрачно пророчествовать, а разбираться, что означает происходящее и какова глубина ямы, в которой все мы оказались. А разбираясь, предлагать возможные решения.  Стараясь при этом не разбрасываться ярлыками — ну, разве что это окажется совсем уже неизбежным.

Итак. Первое. Джузеппе Конте, полномочный представитель Путина в ранге премьера Италии, а никакой не «итальянский премьер-министр», давайте не позволять морочить нам голову так нагло, ясно дал понять Владимиру Зеленскому, что намерен диктовать ему повестку дня и что мнения и пожелания Зеленского, он в связи с этим… как бы это сказать помягче… вращает вокруг некоей твердой оси, закрепленной в центре Кремля.

Второе. Такая позиция априори правоты Италии и неправоты Украины нуждается, естественно, в информационном подкреплении, поскольку смысл ее появления в первую очередь состоит в ее трансляции на территорию Украины и в украинские умы. Для итальянской публики Украина — тема периферийная и маловажная. И вот, на сайте Украина.ру, который мы все знаем и ценим, как образцовую и эталонную информационную помойку Кремля, появляется статья, а точнее, перепечатка поста в ФБ некоего израильского политолога Соломона Манна, глубоко пораженного бестактностью президента Владимира Зеленского, позволившего себе поставить под сомнение решение итальянского суда. В связи с этим Манн полагает, что после таких заявлений Зеленского на Западе будут считать идиотом, а если бы таких заявлений не было, то Зеленского идиотом на Западе не посчитали бы.

Надо сказать, что это сильный ход, предпринятый с хорошим знанием психологии атакуемого объекта. Кто же не знает политолога Соломона Манна?!  Как, вы не знаете? Какое совпадение — и я его не знаю. А он, тем не менее, есть и вещает из Израиля, что с учетом определенных особенностей как президента, так и его окружения, прозвучит в ОПУ веско. Уж там наверняка найдется кто-нибудь, кто знает  политолога Соломона Манна.

Что же касается аргументации Манна, то, конечно, у каждого … хм,  политолога — своя методика. Но аргументы Манна сводятся к тому, что любое судебное решение, вынесенное любым судом, будь он хоть трижды павианский, следует уважать — и, собственно, этим они и исчерпываются. В связи с этим стоит напомнить тем, кто знает этого эксперта и для кого его мнение имеет значение, что уничтожение расово и психически неполноценных лиц из числа германских граждан в Третьем Рейхе, производилось исключительно по решению суда. На оккупированных территориях все было, конечно, проще, по-домашнему, но мы сейчас не об этом.

Иными словами, нет такого решения суда, которое нельзя было бы подвергнуть критике, в том числе и публичной, и оспорить, и это нормальная и общепринятая практика.

Третье. Отвлечемся от Манна — к нему мы еще вернемся и перейдем к реакции итальянской стороны. Эта реакция, с выпавшей темой Маркива, являет собой пример запредельного дипломатического хамства. Нашему президенту — ну, уж какой есть, сами выбирали, но, тем не менее, он президент Украины, — публично  дали дипломатическую оплеуху. Естественно, что Конте — лишь шестерка Путина и в данном случае выполняет приказ своего патрона. Но он совмещает побегушки у Путина с должностью премьера Италии. И оплеуху Зеленскому, а в его лице и всем нам Конте влепил от имени итальянского правительства, поскольку Италия, по крайней мере формально, пока еще не субъект Российской Федерации.

Такая выходка должна вызвать жесткий и продуманный ответ по дипломатическим каналам. Подчеркну еще раз — непременно жесткий, максимально жесткий, поскольку степень хамства Конте такова, что в гражданской жизни за подобную выходку бьют по морде самым тяжелым предметом, который попался под руку. Смею надеяться, что если не в ОПУ, то в МИДе найдутся люди, которые знают, каким должен быть такой ответ в рамках дипломатического протокола, и способны написать его на понятном Конти языке (не знаю, право, какой язык тут подойдет больше — уже русский или пока еще итальянский).

Самой же страшной из возможных ошибок в данной ситуации будет молчание. Именно на это и рассчитана статья Манна, которую вовсю перепечатывают специфические издания, в том числе и формально украинские. Она рассчитана на то, чтобы, воспользовавшись неопытностью Зеленского и его советников, вызвать у них растерянность. Нет, ну в самом деле — там же целый суд.  Хорошо хоть не в парике, как в Великобритании, но все равно суд! Павианский! И, вызвав растерянность, заставить промолчать.

Последствия этого молчания тоже прочитываются из поста израильского политолога Манна, который, скажем прямо, такой же израильский политолог, как Конти — итальянский премьер, в том смысле, что и в одном, и в другом случае под прикрытием должности премьера и политолога действует совершенно очевидная агентура Кремля.

Вот что пишет Манн: «Кто-то в вашем окружении, г-н президент, создает вам имидж дурака, безвольного «органчика», поющего на мотив, который вам некто нашептывает на ухо. И мы прекрасно знаем, кто это. Ведь только г-ну Коломойскому выгодно, чтобы вас считали дураком и его шестеркой».

В целом пост Манна лжив, и лживы все его доводы. Но посыл, заключенный именно в этой фразе, как ни странно, верный. Да, мы знаем кому это выгодно. И это выгодно в первую очередь Путину,  а не Коломойскому. Именно в Кремле более всего заинтересованы в том, чтобы на Западе решили: говорить об украинских вопросах следует не с президентом Владимиром Зеленским, а напрямую и под ковром — с олигархом Игорем Коломойским. Не стану спорить, что и Коломойский получил бы определенные выгоды от такого поворота, но главный выгодоприобретатель тут все же Путин. И именно Путин ждет, чтобы Зеленский и вся Украина в ответ на хамство Конте промолчали. И именно молчание будет лучшем доказательством того, что говорить нужно не с Зеленским.

Не ведитесь на это, пан президент. Задвиньте наглеца на место — и это будет отличный первый шаг от нынешнего президентства — к полноразмерному образу президента Украины. Ну, а ваше молчание, если вы смолчите, станет шагом в противоположном направлении.


Сергей Ильченко / Деловая столица
Поділіться цим