Где-то мы это уже видели, причем совсем недавно. 7 июня в Санкт-Петербурге лидер партии «Украинский выбор» Виктор Медведчук и экс-министр энергетики Украины, экс-глава «Нафтогаза» Юрий Бойко встретились с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. И опять обсуждали вопросы поставок российского газа в Украину.
Газовый карго-культ
На этой встрече Миллер вновь заявил, что «Газпром» готов начать переговоры о новом контракте на поставку газа в Украину. По его словам, в случае прямого контракта цена на российский газ для Украины может быть на четверть ниже, чем нынешняя цена реверсного. «Мы готовы начать переговоры по подготовке соглашения по поставкам российского газа, которые обеспечили бы уровень цены на 25% ниже у конечного потребителя, чем есть в настоящее время», – отметил глава «Газпрома». Миллер также подчеркнул, что этот контракт важен с точки зрения будущего газотранспортной системы Украины.
В свою очередь, Медведчук пожаловался, что после предыдущего их визита в Россию в Украине была «бурная, негативная реакция». Однако они готовы продолжать переговоры, потому что, по словам Медведчука, «обещанные президентом РФ Владимиром Путиным 25%-ные скидки на газ при прямых поставках – луч света для Украины». Он также добавил, что предыдущая власть была к этому не готова, а президент Владимир Зеленский еще не созрел к подобным решениям. Однако Медведчук с Бойко все равно будут ездить и договариваться с РФ, чтобы заставить украинскую власть пойти на соглашение с россиянами.
Напомним, 22 марта в Москве неожиданно нарисовались тогда еще кандидат в президенты Юрий Бойко и его однопартиец Виктор Медведчук. Обоих руководителей «Оппозиционной платформы – За життя!» приняли российский премьер Дмитрий Медведев и глава «Газпрома» Алексей Миллер. На открытой части встречи говорили в основном о газе. Позднее участники переговоров рассказали, что обсуждалось «сотрудничество в газовой отрасли и прямые контракты по поставкам газа», а также сохранение роли Украины как важного канала транзита российского газа в Европу. Упоминалось, в частности, снижение цены на российский газ для Украины на 25%.
Так Россия показала, что именно с пророссийскими политиками готова обсуждать этот вопрос. И уже тогда стало понятно, что для новоизбранного президента очень большим соблазном может стать идея принять это предложение. Тогда и народу можно будет показать реальное снижение газовых тарифов, и всей стране – сохраненный после 2019 г. транзит газа.
Но понятно, что обратная сторона этого предложения – российский контроль над украинской ГТС. В Москве этого и не скрывают: 7 июня глава «Газпрома» вновь поддержал предложение Медведчука вернуться к идее о создании украинско-российского консорциума по управлению газотранспортной системой Украины.
Российская сторона сознательно смешивает все в один флакон. В тот же день в кулуарах форума ПМЭФ-2019 Алексей Миллер заявил: «Говорят, договор на транзит, на транзит, на транзит. Слушайте, первый и самый главный вопрос – это договор прямой на поставку российского газа в Украину».
Он пояснил, что от наличия контракта зависит, будет ли «Газпром» поддерживать техническое состояние газопроводов на границе с Украиной. «Это технологически очень серьезно. Та картинка, которую мы сейчас имеем по обязательствам, по тем контрактам – транзитному и поставочному, мы все эти мощности потенциально держим. А если этих обязательств не возникает в части, например, поставки газа по прямому контракту на Украину, мы уже не говорим, какой объем там, это в том числе вопрос о том, какие газотранспортные мощности нам необходимы и будут на границе России и Украины», – сказал Алексей Миллер.
В конце 1940-х аборигены на островах Меланезии строили из подручных материалов макеты самолетов и аэродромов, стараясь в точности воспроизвести детали. Они рассчитывали, что благодаря этому вернутся белые люди с полезными ништяками, такими как бусы, ножи и банки с тушенкой. Медведчук и Бойко ведут себя схожим образом: ездят в Россию и делают вид, будто договариваются по газу. Они рассчитывают, что эти ритуальные действия вернут им посты и полномочия – ездить в Россию и договариваться по газу, только уже «по-взрослому».
Украина не согласна
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев прокомментировал предложение Миллера, предположив, что условием скидки на газ может стать «прощение долга «Газпрома» «Нафтогазом», отказе от любых арбитражей и неприменении европейских правил в газовой сфере». «Такой сценарий на самом деле означал бы для России дополнительные миллиардные прибыли, а для Украины – потери и возвращение в полную зависимость от Кремля», – написал он на своей странице в Facebook.
Он отметил, что Стокгольмский арбитраж пересмотрел контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом», признав ряд его условий дискриминационными, и обязал «Газпром» продавать Украине газ по $300 за тыс. куб. м в первом квартале текущего года, а во втором – по $221. Вместо этого «Нафтогаз» покупает газ в Европе существенно дешевле: в первом квартале – по $259, во втором – по $212, июльская цена составит $178, подчеркнул глава украинской компании.
При этом Андрей Коболев достаточно спокойно заявил, что его компания тоже готова к переговорам с Россией по газу, но только с участием ЕС, то есть в трехстороннем формате.
Другой топ-менеджер «Нафтогаза», исполнительный директор Юрий Витренко, на своей странице в Facebook высказался куда более импульсивно: «Сначала они завышают цену на 100% от справедливой рыночной цены, а потом дают скидку в 24%. Это на кого рассчитано? Не нужны ваши причудливые скидки, просто выполняйте контракт и решения международных судов». Витренко утверждает, что «Нафтогаз» «покупает газ дешевле в Европе, чем «Газпром» предлагает со скидкой».
Правда, остается непонятным, из чего Витренко сделал такой вывод, ведь Миллер «подкупал» обещанием снизить цену от того уровня, который уже есть по факту сегодня.
Все зависит от точки зрения
Российская сторона традиционно ведет переговоры с позиции силы, так, как будто Украина – более слабый и зависимый партнер, за которого решения принимаются в Москве. Однако газовый спор России и Украины, по всей видимости, завершается капитуляцией «Газпрома». Потому что главное в словах Алексея Миллера – это то, что российская газовая монополия предлагает провести переговоры о продлении контракта на транзит газа в Европу.
Напомним, что переговорные позиции «Газпрома» ослабили трудности с проектом «Северный поток-2». Строительство трубопровода, который, по задумке российских властей, должен был заменить украинскую ГТС, задерживается из-за правительства Дании, так и не выдавшего разрешение на работы в своих территориальных водах. Это может привести к переносу завершения проекта на конец 2020 г., признал финансовый директор Nord Stream 2 AG Пол Коркоран.
Впрочем, на этом проблемы могут не кончиться. В апреле Европарламент принял директиву, требующую, чтобы нормы Третьего энергопакета применялись и к морским газопроводам, приходящим в Европу из третьих стран. А там указано, что поставщик газа (в данном случае «Газпром») не может быть одновременно владельцем трубы – доступ к мощностям газопровода должны иметь и независимые добытчики газа. А собственно «Газпрому» позволено эксплуатировать не более 50% мощности газопровода.
Судя по всему, делая «жесты доброй воли» (в своем понимании, конечно), «Газпром» рассчитывает, что Европа надавит на Украину, чтобы та подписала новый договор, в первую очередь транзитный. Самому же «Газпрому» по большому счету без разницы, как Украина будет покупать российский газ – напрямую или путем реверса из Европы. Ему важен именно транзит газа через Украину. Вот только признаться в этом в Москве не могут.
Денис Лавникевич / Деловая столица