Если Тимошенко прибегает к такому шантажу уже сейчас, в самом начале избирательной кампании, то нетрудно представить ее стиль в новом парламенте Юлия Тимошенко оттянула съезд своей партии «Батьківщина» на 10 июня – самый последний день, когда партии еще могли выдвигать кандидатов в народные депутаты. Неприятным сюрпризом для журналистов стало то, что на съезде была публично объявлена только первая пятерка партийного списка, хотя другие партии предъявили десятку, двадцатку или даже сотню своих кандидатов.
Эта пятерка выглядит так: глава партии «Батьківщина» и ее парламентской фракции Юлия Тимошенко; внефракционный народный депутат, экс-глава Донецкой ОГА Сергей Тарута; экс-глава СБУ Валентин Наливайченко; заместитель Тимошенко на посту главы партии «Батьківщина» и ее парламентской фракции Сергей Соболев; член парламентской фракции «Батьківщини» Елена Кондратюк.
Судя по этим фамилиям, Тимошенко вовсе не случайно ограничилась презентацией первой пятерки. На самом деле ей было важно, чтобы внимание всех сконцентрировалось на первой тройке. Тарута – лидер партии «Основа», Наливайченко – глава партии «Справедливость». Оба они довольно известные и самодостаточные политики. И если они присоединились к команде «Батьківщини», то это как бы говорит о том, что Тимошенко – сильный и перспективный лидер. Потому что вокруг слабых и бесперспективных никто не объединяется.
Кстати, неявно первая пятерка «Батьківщини» объединила еще и интересы крупнейших украинских олигархов. Сама Юлия Тимошенко известна дружескими отношениями с Игорем Коломойским. Сергея Таруту называют «связным» с Ринатом Ахметовым. Валентина Наливайченко нардеп Сергей Лещенко называл выдвиженцем клана Левочкина–Фирташа, хотя сам экс-глава СБУ, конечно, называл эти обвинения абсурдными. А Елена Кондратюк является супругой Александра Богуцкого – президента медиагруппы Виктора Пинчука StarLightMedia. Понятно, что Тимошенко все эти связи и бизнес-интересы не афиширует, предпочитая подавать себя как объединителя политических сил.
И Тимошенко, конечно, не считает, что Тарута и Наливайченко – это предел ее объединительных способностей. В новом парламенте она собирается объединить вокруг «Батьківщини» партию «Слуга народа» Владимира Зеленского и партию «Голос» Святослава Вакарчука, о чем и заявила на съезде. Для себя лично она рассчитывает получить пост премьера. Она уже придумала название будущего союза трех партий: «Коалиция действий». И анонсировала программу, которая якобы позволит дать реальный результат за 100 дней.
Такая конфигурация будущей коалиции имеет довольно высокую вероятность, хотя, конечно, отнюдь не предрешена и никем не гарантирована. Но Тимошенко не была бы самой собой, если бы не попыталась тут же извлечь из этой будущей вероятности конкретную выгоду уже сейчас.
Огромной проблемой «Батьківщини» на этих выборах являются низкие шансы на победу ее выдвиженцев в мажоритарных округах. Кстати, такая же проблема была у партии и на прошлых парламентских выборах в октябре 2014-го. И Тимошенко нашла выход: она обратилась к партиям «Слуга народа» и «Голос» как потенциальным партнерам «Батьківщини» по коалиции с призывом поделить между тремя партиями все мажоритарные округа. Иначе, пугает Тимошенко, победу во многих округах будут праздновать выдвиженцы партии Петра Порошенко «Европейская солидарность».
Одним махом Тимошенко трижды поставила в, мягко говоря, неловкое положение и Зеленского, и Вакарчука. Во-первых, они теперь как бы должны дать ответ, хотят ли они вступать в коалицию друг с другом. Хотя они предпочитали бы помалкивать об этом до самых выборов. Во-вторых, Тимошенко вынуждает их признаться в том, что они готовы поставить ее на пост премьера. А им в этом признаваться совсем не хочется, чтобы не распугать своих избирателей.
Наконец, в-третьих, Тимошенко добивается от них уже сейчас формализовать союз трех партий и заключить соглашение о дележе округов. Она намекает, что в противном случае «Слуга народа» и «Голос» получат имидж пособников Порошенко – тех, кто помогает победе, как она выразилась, «мастодонтов коррумпированного режима».
Если Тимошенко прибегает к такому шантажу уже сейчас, в самом начале избирательной кампании, то нетрудно представить ее стиль в новом парламенте. И в новом правительстве, если она и впрямь вдруг получит вожделенный пост премьера.
Юрий Вишневский / Деловая столица