понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Абсолютное зло: Почему аргентинцы верят в причастность Путина к краже их реликвий То, что президент России стал в глазах всего мира Отцом всякого Зла – большая удача для Украины. Но этот успех надо развивать

Кристина де Киршнер, экс-президент Аргентины и действующий сенатор, с реальными шансами стать вице-президентом при Альберто Фернандесе, ее бывшем премьере, который планирует бороться за пост президента, и с букетом уголовных дел, остающаяся на свободе только благодаря сенаторскому иммунитету, получила в 2015 г. нежданный подарок от Владимира Путина.

Правда, подарок оказался с секретом. Для начала, однако, перечислим выдвинутые против Киршнер обвинения. Они включают: сговор для отмывания $160 млн, полученных ранее в виде взяток от застройщика Ласаро Баеса за государственные подряды с заведомо завышенной стоимостью работ на общую сумму в миллиард долларов; получение взяток по другим аналогичным эпизодам на сумму в 140 млн евро; сокрытие с корыстными целями фактов о причастности Ирана к организации взрыва в еврейском центре AMIA в Буэнос-Айресе в 1994 г., где погибли 85 человек и еще около 200 были ранены, и, наконец, организацию в 2015 г. убийства федерального прокурора Аргентины Альберто Нисмана, раскопавшего криминальную деятельность Киршнер. Так вот, этот «тортик» теперь увенчала «вишенка» – получение в подарок документов большой исторической ценности, которые были ранее украдены, о чем Киршнер не могла не знать.

Подарок вроде бы был вручен лично Путиным в ходе визита Киршнер в Москву, куда та поехала развеяться, удачно избавившись от Нисмана. Речь идет о письме одного из лидеров борьбы за независимость испанских колоний в Латинской Америке в начале XIX в., национального героя Аргентины Хосе де Сан-Мартина своему ближайшему помощнику, будущему Верховному правителю Чили Бернардо О’Хиггинсу, написанном в 1835 г., и записной книжке Иполито Иригойена, президента Аргентины в 1916-1922 и 1928-1930 гг. Документы были украдены из Национальной библиотеки Чили и государственного архива Аргентины в 1979 и 1976 гг.

Скандальная находка была сделана еще в 2018 г. в ходе обыска по другим уголовным делам в одном из домов, принадлежащих Киршнер. Но при разборе 94 коробок с документами, изъятых в ходе обыска, раритеты обнаружились не сразу, а в дальнейшем история с ними долго не предавалась огласке по причинам тайны следствия. Всплыла она на свет только сейчас, когда Киршнер, пытаясь отмыться от обвинений по десяти уже открытым на нее уголовным делам и представить себя жертвой политических преследований, издала автобиографическую книгу «Искренне» (Sinceramente), где и описала этот эпизод.

«Письмо Сан Мартина – замечательная история, – пишет Киршнер. – Когда я посетила Москву в марте 2015 года, после рабочего обеда, предложенного президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, он подошел ко мне и, подозвав одного из сотрудников, у которого в руках была коробка, сказал через переводчика: «Это для вас, президент». Когда я открыла коробку и увидел оригинальное письмо Сан-Мартина О’Хиггинсу, я чуть не умерла. Я посмотрела на него и спросила: «Откуда вы это взяли?». Ответ удивил меня еще больше: «Мы купили его в Нью-Йорке».

Киршнер прекрасно знала историю письма, и по закону, прибыв на родину, обязана была сдать подарок в Национальный архив. Но она не сделала этого, став соучастницей преступления, а будучи поймана, немедленно сдала дарителя с потрохами.

Впрочем, Киршнер, конечно, может и лгать, а Путин может не иметь никакого отношения к этой истории. Доказательств его причастности, кроме слов Киршнер, нет, в Москве же просто отказались комментировать этот эпизод, не отрицая его. То есть, не топя Киршнер и не провоцируя расследование о происхождении документов, но одновременно оставляя себе лазейку, которая позволит все отрицать в будущем. Тем не менее, все немедленно поверили в эту историю. В самом деле, Путин, дарящий краденое, – что может быть естественней? Никто и на мгновение в этом не усомнился.  Вероятно, как раз  по этой причине, понимая, что отрицать – себе дороже выйдет, а признавать тоже не хочется, в Кремле и отказались от комментариев.

Появилась и версия того, как письма попали к Путину – мол, перед визитом Киршнер в Москву он дал указание спецслужбам достать какой-нибудь ценный для нее и необычный подарок, а те попросили совета у партнеров из латиноамериканской наркомафии как у лиц, лучше осведомленных о запросах аргентинцев. Мафиози подумали – и нашли в частной коллекции краденые документы, выкупили их или получили иным способом и вместе с очередной партией кокаина продали россиянам, после чего Путин с гордым видом и вручил их аргентинской коллеге.

То, как будет выкручиваться из этой истории Киршнер, не представляет для нас большого интереса, тем более что эпизод с документами на фоне остальных обвинений, выдвинутых против нее, выглядит как незначительный проступок. К тому же, даже если суд и признает ее виновной, едва ли она окажется в тюрьме: иммунитет сенатора и экс-президента защищает ее очень надежно. Конечно, иммунитет в принципе можно и снять, но в силу большой влиятельности Киршнер это едва ли случится. В самом худшем случае она может не стать вице-президентом, как планирует, но и это, по мнению экспертов, не слишком вероятно. Во-первых, Киршнер действует из-за спины многоопытного Фернандеса, прикрываясь им, а во-вторых, оба они  строят свою кампанию в классическом популистском духе, целиком сосредоточившись на критике нынешнего президента Маурисио Макри и уклоняясь от всякой конкретики относительно собственной программы действий.

Но, повторяю, судьба Киршнер нам не так интересна, как то, с какой готовностью все поверили в причастность Путина. Похоже, что имя российского президента становится в мире франшизой Абсолютного Зла, наравне, к примеру, с ИГИЛ. Это, несомненно, очень хорошо для Украины.

Вместе с тем этот успех необходимо развивать, нам нельзя складывать руки и успокаиваться на достигнутом. Следующим шагом должно стать закрепление в мировом общественном мнении того факта, что вовсе не Путин сделал Россию тем, чем она выступает сегодня: главным спонсором всего мирового криминалитета и терроризма. Нет, это именно Россия  сформировала Путина как человека и как политика сообразно своим запросам.

При этом даже Путин для России уже недостаточно радикален, о чем свидетельствует рекордное падение его популярности: с 57% в марте 2018 г. до 32% согласно последним майским опросам, проведенным вполне лояльным Кремлю ВЦИОМ. Резкую критику в адрес Путина высказывают в последнее время даже ресурсы, ранее неизменно выступавшие в его поддержку, такие, к примеру, как телеканал «Царьград», принадлежащий олигарху Малофееву. Но такая критика Путина вовсе не связана с назревшим у россиян желанием демократических перемен. Напротив, 86-88%  жителей России хотели бы жестких репрессий, возврата бывших территорий СССР, получивших независимость, и прихода нового Сталина.

Фигура кремлевского тирана, убившего больше людей, чем Гитлер, стала в России необычайно популярна, и эта популярность растет так же быстро, как падает популярность Путина, попросту не справляющегося с ролью «Сталина сегодня». Но можно не сомневаться и в том, что коль скоро такой запрос есть, то и новый Сталин не замедлит появиться. Что же до Путина, то его, как не справившегося с обязанностями «Отца народов», уже явно просят на выход. При этом было бы большой ошибкой с нашей стороны позволить франшизе Абсолютного Зла уйти вместе с ним, вместо того, чтобы стать достоянием всей России целиком.

Именно в этом направлении нужно работать, используя каждый удобный случай – а их, по всей вероятности, будет появляться все больше и больше.


Сергей Ильченко / Деловая столица
Поділіться цим