Белорусско-российские отношения, которые в течение последнего года не были радужными ни одного дня, на первый взгляд, стремительно двигаются от плохого к худшему. Президент Беларуси публично и громко требует компенсации за испорченное некондиционной нефтью оборудование белорусских НПЗ и недополученную выгоду от транзита российского сырья. По дороге не упуская случая рассказать о «российской разболтанности и расхлябанности».
Речь сейчас идет о суммах от четверти до половины миллиарда долларов. Хотя финальная сумма будет озвучена после завершения ревизий на нефтепроводе и НПЗ, и меняться она будет скорее в сторону увеличения.
Соратника Лукашенко, Андрея Втюрина, обвиняют в коррупции и работе на «одну из российских фирм» за взятку в размере 150 тысяч долларов. Тот факт, что руководителя службы президентской охраны «купили» именно россияне, неоднократно озвучивают все белорусские СМИ.
Пограничные войны с взаимным запретом на ввоз отдельных товаров, непризнанием результатов экспертиз ветринарного и фитосанитарного контроля продолжаются в штатном режиме.
Но несмотря на крайне негативный политический контекст что-то в отношениях между странами явно изменилось.
Вместо уже бывшего российского посла в Беларуси, агрессивного политического назначенца Михаила Бабича, который позволял себе откровенно хамские высказывания в отношении власти и народа страны пребывания, резиденцию в Минске готовится обживать «вегетарианец» (конечно, только по сравнению с предшественником) Дмитрий Мезенцев.
И, самое главное, с начала истории относительно «отравленной нефти» ни один из влиятельных российских спикеров, ни слова не сказал о «необходимости скорейшей интеграции» между Москвой и Минском. Не смотря на то, что в конце прошлого года все без исключения, включительно с «либералами» типа Силуанова и декоративными фигурами, наподобие премьер-министра России Медведева — громко требовали от Минска активнее строить «союзное государство».
Впрочем, проект, который тогда выглядел вполне реалистичным, кажется, вышел из моды. В первую очередь — из-за того, что белорусская экономика оказалась более устойчивой, чем на то рассчитывали в Москве. Во-вторых, продолжение экономической войны с Минском являлось невыгодным и для самой российской власти. Поскольку перекрывая при помощи искусственных санкций источник недорогой продукции агропромышленного комплекса, Москва усиливала социальную напряженность не только в Беларуси, но и на России.
Ну и в-третьих, история с хлорорганикой в нефтепроводе — в случае, если бы Лукашенко вывел ее на международный арбитраж — могла бы стоить России прямыми финансовыми и репутационными потерями даже большими, чем прогнозируемая сумма в размере полмиллиарда долларов.
Поэтому в Кремле, кажется, решили временно возвращаться к старым, давно апробированным схемам отношений с Беларусью. Виктор Лукашенко (старший сын белорусского президента) открывает сегодня мотосезон в Воронеже. Российский Минкульт совместно с РПЦ готовится проводить конференцию «Духовные основы братских народов России и Беларуси» и другие «духовные мероприятия» (всего — на начальный бюджет выделены 22 миллиона, возможно также его расширение до конца года). И, самое главное, вице-премьер-министр России Дмитрий Козак заявил, что Москва рассматривает варианты возмещения ущерба Беларуси путем увеличения поставок российских нефтепродуктов. «Братские народы» еще некоторое время будут брататься. Вплоть до момента, когда Москве в очередной раз захочется съесть Минск.
Depo.ua