Попытка Игоря Коломойского «незаметно» вернуться в Украину, чтобы, с одной стороны, повлиять на формирование экономической политики нового президента, а с другой – не слишком разозлить избирателей «зе-команды» и США, напоминает попытку сесть на шпагат без разминки и подготовки.
Возвращение Игоря Коломойского триумфом не выглядело. Подальше от людских глаз и без каких-либо анонсов, в полтретьего ночи олигарх приземлился в днепропетровском аэропорту. Оркестр и красная дорожка программой не предусматривались.
В связи с чем возникает два вполне логичных вопроса. Первый из которых – почему олигарх, который фактически «сделал президента», возвращается «как-то так ночью»? Ведь, казалось бы, ситуация под контролем – Порошенко остались считанные дни (которые он, скорее всего, проведет в раздумьях о том, кто еще из сподвижников остался без ордена или генеральского звания), Верховная Рада назначает инаугурацию Зеленского на 20 мая, а генпрокурор Луценко в отношении представителей новой команды в последнее время стал ласковым и ручным, как домашняя кошка. Коломойский мог бы вернуться, как триумфатор – в Борисполь на белом бизнес-джете. Но он этого не сделал.
Впрочем, с ответом на этот вопрос проблем не возникает. Фигура Коломойского является первым и наиболее очевидным слабым местом нового президента. И раздражать избирателей возвращением «жирного кота» – как это будет подано в СМИ, подконтрольных команде Порошенко, или хоть на «Интере» и «Украине» – Коломойский не спешит. Ведь до осенних парламентских выборов лишние удары по имиджу «зе-команды» не нужны ни самому олигарху, ни новоизбранному президенту Украины. Дополнительным фактором сдерживания от чрезмерного триумфа является и заявление личного юриста Трампа Рудольфа Джулиани о «коррумпированном олигархе в окружении Зеленского», которое недвусмысленно указывает на то, что чрезмерное приближение к властному Олимпу фигуры Игоря Валерьевича не вызывает восторга не только у украинских избирателей, но и у американских чиновников.
А второй вопрос заключается в том, почему при подобном политическом пасьянсе Коломойский все-таки решил вернуться, а не остался пока что в глубокой тени — пардон, на палящем израильском солнце. Гипотеза о том, что олигарх поспешил пербратися от придирчивого ока ФБР, которое что-то там против него расследует, слишком правдоподобной не выглядит. На самом деле, вероятность экстрадиции Игоря Валерьевича из Израиля в США, в случае чего, была даже ниже, чем экстрадиции из Украины.
Впрочем, есть несколько весомых причин. Которые принудили Игоря Валериевича ко вчерашней смене места проживания. Первая – и, вероятно, самая главная из них заключается в том, что посодействовав новоизбранному президенту в его успехе, Коломойский понимает, что сразу после инаугурации – и даже за несколько дней до нее – начнется строительство новой экономической реальности Украины. Кто из олигархов, что будет контролировать и за что будет отвечать. У кого будут контракты в оборонке, а кто будет поставлять уголь. И много-много других, весьма интересных для крупного капитала моментов.
Конечно, Коломойский не мог пожаловаться на недостаток внимания и в Израиле. Немало политических и экономических фигур прошли за последние три месяца через его скромный офис в курортном городке Герцлия – Левочкин, Кернес, Хомутынник и много-много других. Но для того, чтобы держать руку на пульсе событий, чтобы иметь возможность в любой момент вмешаться в события в собственную пользу, Коломойский на этом этапе обязательно должен быть в Украине.
Не в последнюю очередь потому, что Игорь Валерьевич четко чувствует – есть немало сил, которые очень хотели бы отдалить его от новоизбранного президента. Начиная от остальных украинских олигархов – и заканчивая Госдепом США и «профессиональными антикоррупционерами», которые хоть и получили имиджевый удар (по крайней мере, среди республиканцев США) из-за истории с Сытником и компроматом на Манафорта – но интеграцию их в новую президентскую команду это никоим образом не остановило. Все они делают все возможное, чтобы недавно удаленный от Зеленского географически, Коломойский удалился и от центров принятия политических и экономических решений в государстве. А планы у Игоря Валерьевича, кажется, кардинально иные.
А еще одним сильным стимулом возвращения олигарха в Украину стали, безусловно, скорые парламентские выборы. Во время которых Коломойского ждет нетривиальная задача – с помощью партии «Слуга народа» собрать максимум голосов непосредственно под Зеленского в центре и на юге Украины. А с помощью «Видродження» на пару с Кернесом «подмять» заметную часть электората Бойко и Вилкула. Что, согласимся, также является непростой задачей.
А в сухом итоге, перед Коломойским стоит сейчас непростая задача. С одной стороны – оставаться в тени и не нервировать своим честным лицом избирателей и Запад, а с другой – не дать шанса всем многочисленным политическим и экономическим конкурентам оттеснить его от новоизбранного президента. Сумеет ли Игорь Валерьевич сесть на подобный шпагат – покажет ближайший месяц-другой. В случае, если ему это удастся, у него есть все шансы стать кем-то вроде «украинского Плахотнюка». В противном случае, самолет из ночного днепропетровского аэропорта вскоре помчит его обратно в солнечный Израиль.
Тарас Паньо / Depo.ua