п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Второй украинский сговор: Поможет ли Коломойский Трампу утопить Байдена Если украинский компромат обеспечит победу Трампу в 2020 году, то нам светит третья серия «украинского сговора» четыре года спустя

Рудольф Джулиани, личный адвокат Дональда Трампа, в конце минувшей недели стал автором сразу двух скандалов, но первый от внимания украинской аудитории практически ускользнул. Наши комментаторы сосредоточились на прозвучавшем в пятничном эфире Fox News заявлении экс-мэра Нью-Йорка об отказе от поездки в Украину ввиду того, что в окружении вновь избранного президента Украины есть люди, настроенные враждебно по отношению к его клиенту и даже, возможно, являющиеся врагами США.

Между тем скандал начался днем раньше, когда Джулиани столь же публично – в интервью CNN – заявил о намерении посетить Киев, вполне откровенно рассказав и о цели этого визита. Мол, еду в Украину, чтобы ее новые власти, чего доброго, не похоронили расследование против семейства Байденов: отца, вице-президента США в администрации Барака Обамы – за шантаж государственного масштаба, сына – за сомнительной природы доходы. Занятно, что на эти откровения отреагировали в стане Демократической партии, но не в Киеве. Хотя, казалось бы, кого больше должно волновать намерение вмешательства во внутренние дела Украины? Да еще и декларируемое публично?

Не то чтобы такое вмешательство сильно беспокоило демократов: им, привычным, куда важнее, чтобы не пострадал главный конкурент Трампа на предстоящих президентских выборах. И, разумеется, не менее важно не позволить действующему президенту переизбраться с помощью иностранного правительства – в данном случае украинского.

И вполне вероятно, что именно реакция демократического лагеря и умелая медийная атака на Джулиани – а вовсе не некие «враги Трампа и США» в окружении Зеленского – стали причиной его отказа от визита в Киев. Оные «враги» стали для него всего лишь способом сохранить лицо.

Здесь обращает на себя внимание следующий момент: Джулиани неоднократно подчеркивал, что решение слетать в Украину принял сам, без какого-либо наущения со стороны Трампа. Что же, возможно, но такого рода рвение и преданность по странному стечению обстоятельств демонстрировали и люди из команды президента – включая тех, кто, как тот же Пол Манафорт, благодаря таким «личным инициативам» загремели в тюрьму.

Хороший исполнитель всегда знает, чего от него ожидает клиент. Джулиани – исполнитель, безусловно, хороший. И потом, «он (Трамп), в общем, знает, чем я занимаюсь, конечно, как его адвокат». Да и клиент его о своих желаниях привык говорить прямым текстом. В вышедшем в пятницу утром – через несколько часов после анонса Джулиани – интервью Politico Трамп заявил, что было бы «уместно» пообщаться с генпрокурором США Уильямом Барром на предмет расследования в отношении украинских дел Байденов.

Но вечером, когда этот медийный локомотив разогнался, Джулиани сорвал стоп-кран. Почему? Если верить ему, «у Зеленского» не ответили на его предложение встретиться с президентом-электом. Но кто в здравом уме и трезвой памяти проигнорирует просьбу личного эмиссара хозяина Белого дома?

Так что я, пожалуй, предположу, что поездка сорвалась все же по причинам внутриполитического характера. Или же в ней вообще отпала нужда: то ли «порешали» дистанционно, то ли поняли, что порешать не удастся (вернемся к этому ниже), и заявления Джулиани — своего рода замер настроений и реакций, проверка на вшивость как американских контрагентов, так и украинских.

Как бы то ни было, интересно, что, собственно, было предметом сделки. Здесь есть любопытная деталь: официальным поводом для визита в Киев была платная лекция, как пишет The New York Times, для некоей «еврейской группы» о ближневосточной политике. Учитывая, что Джулиани в этом вопросе является не самым выдающимся экспертом, речь, разумеется, о прикрытии. Тем более что к организации поездки был причастен Лев Парнас. Украинский еврей, перебравшийся в США, он прославился в прошлом году. Во-первых, содействием выпуску киевской синагогой Бродского молитвы в поддержку Трампа, а во-вторых, тем, что пожертвовал его штабу $325 тыс., что вызвало обвинения в нарушении законов о финансировании политических кампаний.

Если верить аналитику Atlantic Council Андерсу Аслунду, контактерами Джулиани в Украине являются также мэр Харькова Геннадий Кернес, лидер партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Вадим Рабинович и российско-украинский олигарх Павел Фукс. Последний, что характерно, был его клиентом в 2017 г.: обращался к Джулиани за содействием в привлечении американских инвесторов «в Украину и Харьковскую область», отмечает The New York Times.

Каждый из них – кто в большей степени, кто в меньшей – находится в орбите Игоря Коломойского. И потому можно предположить, что несостоявшийся визит был обусловлен именно этим.

Джулиани собирался привезти с собой Викторию Тонсинг. Адвокат, отозванная из команды защитников Трампа в расследовании спецпрокурора Роберта Мюллера всего через неделю после номинации из-за конфликта интересов, тем не менее, осталась в президентской обойме. Г-жа Тонсинг и ее муж, Джозеф ди Дженова, немало приложились к раскрутке тезиса о том, что «русское досье» Мюллера стало следствием попытки минюста США подставить Трампа. К слову, Виктория Тонсинг вполне может быть автором тезиса «настоящий сговор начался в Украине».

Так вот, она, по словам Джулиани, «обеспокоена» судьбой генпрокурора Украины Юрия Луценко и хотела бы, чтобы новый президент «правильно понял, что он пытается делать».

Иными словами, миссия Джулиани сводилась к получению от Зеленского неких гарантий того, что Луценко останется в кресле генпрокурора. Что ни говори, Юрий Витальевич очень кстати разоткровенничался с The Hill о Байденах и покровительстве посла Мари Йованович антикоррупционерам из НАБУ, чьими усилиями глава избирательного штаба Трампа Пол Манафорт оказался за решеткой. Теперь, что бы ни говорили «у Зеленского», его смена будет прямым вызовом Белому дому. Коломойский, похоже, это прекрасно осознает – вспомним хоть пассаж «Мое мнение – я бы оставлял (Луценко) до следующей Рады точно… А чем он мешает?» в интервью РБК-Украина, вышедшем утром в пятницу. Это почти наверняка может быть и решением РБК, и совпадением. Но выглядит забавно: будто Игорь Валерьевич ответил Рудольфу Харальдовичу, так с чего бы последнему переться в Киев? Кстати, «разговор» все-таки продолжился: в интервью «Интеру» Джулиани заявил, что Зеленскому нужно «очиститься от криминального олигарха» Коломойского. Интересно, учитывая контекст, это следует считать усилением переговорной позиции или отказом от переговоров? Хотя последнее – вряд ли: в команде Трампа никогда не говорят «нет» окончательно.

В общем, интересная складывается ситуация. Следом за уже не доказанным «русским заговором» команды Трампа-кандидата с Кремлем и еще не доказанным «украинским сговором» демократов с антикоррупционерами повеяло новым «украинским сговором» – команды Трампа-президента с командой президента Зе. Ну как минимум с одним серьезным олигархом, который, как и американский лидер, любит большие сделки. И хотя вопрос о том, состоится ли она и если да, то в каком формате, остается открытым, ее явным бенефициаром, по крайней мере сейчас, выглядит Юрий Луценко.

Однако беда в том, что эта сделка может вылезти боком стране. Украина уже второй раз подряд оказалась втянута во внутриполитические игры американцев. Возможно, для кого-то это стимуляция национального эго: не так уж много государств в мире, которым выпадает подобная роль. Но и риски в нашем случае довольно велики. Если украинский компромат обеспечит победу Трампу в 2020-м, то нам светит третья серия «украинского сговора» четыре года спустя. Если нет, то этих лет форы у Киева не будет. Американские элиты, несмотря на прагматизм, умеют и играть на перспективу, и быть злопамятными – тем более по отношению к третьей стороне, которая умудрилась кинуть и республиканцев, и демократов. Причем ни «меня вынудили», ни «меня совратили» в качестве оправдания приниматься не будут. И хорошего выхода из этой ситуации у украинского политического класса сегодня, увы, нет.


Алексей Кафтан / Деловая столица
Поділіться цим