четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Странные переговоры: О чем договорились Помпео и Путин С течением времени у американских и российских чиновников становится все меньше тем, на которые можно хоть что-то сказать

От вчерашних переговоров госсекретаря США Майка Помпео с президентом России Владимиром Путиным прорыва, в принципе, и не ожидали. Надеясь услышать по результатам очередную отписку о «конструктивной беседе». В принципе, дипломаты с обеих сторон действительно сумели выжать из себя несколько ритуальных фраз о «шаге вперед» и «предметном диалоге». Такая уж у них профессия. Но все, кто следил за этим разговором и пересказывал его содержание – даже имея целью подчеркнуть его «предметность» – особым энтузиазмом не горели.

В частности, помощник президента России Путина Юрий Ушаков, рассказывая о ходе переговоров, сообщил, что об Украине стороны не говорили. Совсем. Также Путин и Помпео не говорили о деле основателя фонда Baring Vostok, гражданине США Майкле Калви. Которого, судя по реакции даже российских чиновников, совершенно безосновательно обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Не говорили участники переговоров и о ситуации вокруг запрета на России «Свидетелей Иеговы», что существенно беспокоит американских избирателей, которые принадлежат к этой религиозной организации.

«Проблематика прав человека вообще не затрагивалась», – сказал Ушаков журналистам.

Впрочем, значимого разговора, кажется, не получилось не только в отношении прав человека. «О санкциях говорилось очень кратко. Примерно в том контексте, что нельзя вводить в отношении России санкции и одновременно просить Россию сделать что-то такое, что было бы выгодно для американцев», – передал слова своего президента российский чиновник.

Зато стороны в общем плане «обсудили возможную встречу лидеров США и России на саммите «Большой двадцатки» в Японии. О желании провести такую встречу накануне объявил президент США Дональд Трамп. Впрочем, судя по фразе Ушакова о том, что «мы, как всегда, открыты для такого рода контактов и будем сейчас ожидать от американцев конкретизации предложения, которое сделал Трамп» – никакой конкретикой в этой ситуации как раз и не пахнет.

Еще стороны поговорили о КНДР, Афганистане, Ливии, Иране и Венесуэле. Хотя, судя по тому, что выхода к прессе участников переговоров не было, можно достаточно обоснованно предположить, что и те разговоры ограничились очередной констатацией тех позиций, которые стороны заняли достаточно давно, и менять их явно не спешат.

Единственной темой, где прозвучала хотя бы декларируемая общность интересов, стала «важность совместной борьбы с международным терроризмом». Но без уточнения, кто и кого считает террористом. Замалчивание конфликтных тем, с определенной точки зрения, можно было бы, наоборот, считать подготовкой Госдепа эпохи Дональда Трампа к какой-то колоссальной «измене». Если бы не тот факт, что Помпео, ожидая аудиенции с Владимиром Путиным (который вчера, как всегда, «задержался по делам»), не провел бы весьма предметную пресс-конференцию для американских и российских журналистов. Во время которой он напомнил и о том, что «мы не признаем аннексию Крыма». А также то, что «мы хотим, чтобы Россия протянула руку новому руководству Украины и чтобы отпустила захваченных украинских моряков».

Да и на другие международно-политические темы Помпео говорил удивительно прямо – как для нынешнего главного дипломата и бывшего главного шпиона США. В частности, о том, что «пришло время уйти Николасу Мадуро, чтобы закончить страдания венесуэльского народа». Хотя находился Помпео в Сочи, а не в Каракасе. И чтобы «Иран вернулся в ряды ответственных народов» – хотя, казалось бы, какое отношение Россия имеет к Ирану? Не удивительно, что после подобной прелюдии последовавший за этим разговор в формате Помпео-Путин банально «не сложился».

С одной стороны, жесткая и бескомпромиссная позиция Помпео является, безусловно, хорошей новостью для Украины, с нашим традиционным страхом перед «заморским предательством». А плохая новость заключается в том, что американское дипломатическое ведомство, кажется, банально выдохлось. Никаких предложений, никаких новых методов давления на Россию в последнее время Госдеп США не предлагал. Впрочем, если учесть тот факт, что вчера свежий санкционный пакет против всех, кто помогает России строить «политические газопроводы», был анонсирован в Конгрессе, можно предположить, что между законодательной и исполнительной властями США в отношении России возник своеобразный баланс. Не слишком выгодный для Кремля.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим