п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Кислая нефть» Путина: Почему Лукашенко оставил без бензина Украину Прекращение поставок нефтепродуктов из Беларуси выглядит как результат сознательной российской диверсии, или же невероятного разгильдяйства

Минск приостановил экспорт светлых нефтепродуктов в Украину. На первый взгляд это сообщение выглядит, как артподготовка к санкционной войне, которую Москва объявила Киеву, пообещав прекратить поставки нефтепродуктов с 1 июня. Впрочем, подробности наталкивают на мысль, что все совсем не так просто.

Во-первых, Беларусь остановила экспорт светлых нефтепродуктов и в Польшу, и в страны Балтии. Минск пошел на это, опасаясь вполне вероятных штрафных санкций за срыв контрактов. Во-вторых, заместитель гендиректора Белорусской нефтяной компании заявил, что уже до конца текущего года запланировано организовать импорт нефти нероссийского происхождения при помощи портов Балтии или Украины. Добавив, что в случае импорта нефти морским путем через порт Одессы для дальнейшей транспортировки может быть задействован нефтепровод Одесса-Броды.

Что же стало причиной всех этих резких телодвижений, которые начались, как только утихла история о неожиданным ремонте нефтепровода «Дружба»? Белорусская сторона утверждает, что все случилось из-за ужасного качества российской нефти. В частности, 19 апреля «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества российского сырья, а 21 апреля начал ограничивать экспортные поставки нефтепродуктов. Представители концерна пожаловались, что содержание хлорорганических соединений в нефти Urals, которая поступает в Беларусь по нефтепроводу «Дружба» в десятки раз превышает предельные значения по количеству вредных примесей.

Хлорорганические соединения в низких концентрациях, в принципе, используются при транспортировке нефти для поглощения сероводорода. А вот в высокой концентрации они опасны для оборудования нефтеперерабатывающих заводов. При реакции хлорорганики с водородом образуется, в том числе и соляная кислота, которая разрушает оборудование. По слухам из белорусских СМИ, такая история уже произошла на Мозырском НПЗ, где вынуждены проводить экстренный ремонт. По словам главы «Белнафтохима» потери белорусской стороны только на восстановление оборудования могут составить десятки миллионов долларов. Кроме того, большую партию легких нефтепродуктов пришлось сжечь на факелах предприятия.

А тем временем, по данным портала enkorr, некачественная российская нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений поступила и на европейские нефтеперерабатывающие заводы. Вчера она попала на НПЗ в Германии, находящийся на северной ветке нефтепровода «Дружба», а сегодня достигла венгерского НПЗ группы MOL.

«Мы сообщили получателям нефти о проблемах с качеством еще в пятницу, однако по причине пасхальных праздников ответы на эти сообщения мы не получили. Очевидно, что реакция будет завтра, когда персонал НПЗ выйдет на работу», – сообщил журналистам неназванный источник в «Укртранснафте». В этом месте возникает логичный вопрос: что это было? В том, что в нефть попала хлорорганика, сомневаться не приходится – этот факт подтвердила как украинская, так и белорусская сторона. Первым, нейтральным объяснением является результат какой-то колоссальной технологической ошибки или неисправности с российской стороны. В результате которой контрагентам, покупающим российскую нефть, будет нанесен колоссальный ущерб.

Но если эта ошибка является случайной – то первыми, и максимально громко, о ней должны были бы заявить именно россияне, чтобы сделать все возможное для минимизации использования некондиционной нефти. Чего они не сделали.

Другим, немного странным сценарием выглядит сознательная диверсия российской стороны. Сознательно завысив концентрацию хлорорганики – возможно, владея какой-то информацией относительно того, что подобный сценарий будет наиболее опасным именно для белорусских НПЗ, и относительно «безвредным» для европейских центров нефтепереработки. Такой себе ответ на неожиданно перекрытую белорусами «Дружбу». Хотя выигрыш от такой «спецоперации» будет несопоставимым с операционными потерями.

Вариант, при котором белорусская сторона сознательно преувеличила масштабы проблемы, достоверным как-то не выглядит – ведь остановка переработки нефти и отгрузки готовых нефтепродуктов как в Украину, так и в Польшу и Балтию (которые в Минске рассматривают как «премиальные рынки»).

Впрочем, какой бы не была истинная причина истории о «кислой нефти», престиж России как поставщика она, безусловно, подорвет. Приведет ли это к переходу Беларуси на нигерийскую или саудовскую нефть, которая рекой потечет в Одессу и дальше – вопрос открытый. Но определенное представление о надежности России для европейских потребителей – тех же Германии и Венгрии – инцидент, будем надеяться, все же обеспечит.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим