п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Александр Коваленко: Кость в горле «Газпрома» В Кремле до конца не осознают, что даже по завершению проектов «Турецкий поток» и «Северный поток-2» не смогут обойтись без украинской ГТС

На этой неделе было опубликовано интервью министра энергетики России Александра Новака, в котором он сокрушался по поводу того, насколько невыгодна транспортировка российского газа через ГТС Украины в Европу. По его мнению, обходится это удовольствие России в 2-2,5 раза дороже, нежели по таким маршрутам как «Северный поток-1» или «Ямал – Европа».

При этом, министр всячески намекал на необходимость скорейшей реализации новых газотранспортных систем, таких как «Турецкий поток» и «Северный поток-2».

Конечно, Александра Новака можно понять – партия поставила задачу, и он принялся её выполнять с отчаянным усердием. Но, дилемма в том, что в Кремле, как мне кажется, до конца не осознают, что даже по завершению проектов «Турецкий поток» и «Северный поток-2», при условии, что «ТП» вообще пустят в Европу, Россия не сможет обойтись без украинской ГТС. Как так? Смотрим.

Например, «Северный поток-2», строительство которого началось в 2016 году, в случае попадания под действие изменений в газовой директиве ЕС сможет максимум поставлять в Германию 27,5 млрд м³. С учетом того, что через нашу ГТС транспортируется до 90 млрд м³ и даже более, то мы, в обозримом будущем получим уменьшение транзитных объемов до 62,5 млрд м³.

Но, добыча газа в РФ, а, следовательно, и экспорт, согласно прогнозам, будут расти до 2021 года. Следовательно, этот объем должен быть переложен, опять же, на мощности ГТС Украины, что в какой-то мере компенсирует потери.

Между тем, в воздухе витает идея запуска «Турецкого потока» в Европу. А это две нитки общей мощностью 32 млрд м³ в год. Но, если Россия таки добьется поставок газа по «ТП» в Европу, то это можно будет осуществить лишь по завершении строительства второй нитки и объем поставок не превысит 8 млрд м³ в год. Почему не 16 млрд м³? Так ведь, опять же – газовая директива ЕС, под которую «ТП» так же попадет.

И опять же, к моменту завершения строительства второй нитки, рубеж 2020-2021 года, зависимость от ГТС Украины у Москвы будет сохраняться. И даже 8 млрд м³ не станут критическими для украинского транзита, на который, по мере уменьшения объемов, попросту могут быть подняты цены. И, как бы того не хотелось «Газпрому», от ГТС Украины он сможет отказаться лишь тогда, когда добыча и экспорт газа в РФ, по мере истощения месторождений, упадут настолько, что они смогут обойтись половинчатыми мощностями «СП-2» и «ТП».

Конечно, нельзя исключать и форс-мажорной ситуации, когда пророссийский лоббизм в ЕС окажется сильнее здравомыслия и российская труба избежит ограничений по объемам поставок. Вот тогда и вправду, по нашей ГТС будет нанесен серьезный удар. Но, пока такие перспективы крайне туманны, от того Александр Новак и заводит пропагандистскую пластинку с газовыми нарративами.


Александр Коваленко / Live Journal
Поділіться цим