В последние несколько дней снова обострилась ситуация в Венесуэле – самой несчастной стране западного полушария. Там все дело в еде. Местный узурпатор и диктатор Николас Мадуро сделал очень интересную систему власти. Сначала он полностью убил местное сельхозпроизводство: просто раскулачивал всех, кто хоть что-то выращивал на земле. Кстати, Венесуэла, как и Украина, – одна из немногих стран на планете, где гражданин не может купить себе землю в своем же государстве.
Так вот, местной еды в Венесуэле нет. Всю ее импортируют. Деньги для этого получают, продавая тяжелую венесуэльскую нефть злобным американцам. Из-за технических сложностей в больших объемах ее покупают только в США. Распределяет продукты среди населения власть. Лояльным армии и полиции она дает много еды. Тем городам, которые голосуют за президента – тоже что-то достается. А тем, кто Мадуро не любит, не остается ничего. Для них единственный шанс не умереть от голода – уехать за границу.
Еда в Венесуэле со временем стала как наркотики: там действует черный рынок, вовсю идет контрабанда, едой занимается мафия и важные госчиновники. И это очень удобный инструмент давления на людей. Без еды никто не может жить. Отбери у человека еду – и он будет согласен на все, лишь бы ее вернуть.
И эта система худо-бедно работала до последнего времени. Мадуро чувствовал себя вполне уверенно. Но недавно все поменялось. США отказались покупать нефть из Венесуэлы и ввели санкции против тех, кто ее покупает. Мадуро остался без денег на покупку еды. Точнее, какие-то деньги у него есть, но на всю страну их совсем не хватает. В Венесуэле начался настоящий голод.
И тут соперник Мадуро – международно признанный президент Хуан Гуайдо – говорит венесуэльцам: «А у меня еда есть!». И правда есть: США и страны Южной Америки вместе скинулись и купили для Венесуэлы огромное количество еды, лекарств и предметов первой необходимости. На границах этой страны стоят огромные караваны грузовиков, готовые привезти в Венесуэлу все это добро и раздать его людям.
Мадуро, который отлично знает, как легко контролировать людей с помощью еды, понимает, что эти караваны означают его политическую смерть. Голодное население пойдет не за ним, а за его соперником, если у него есть еда. Даже если этим соперником будет Гитлер или сам Сатана. Ну а Гуайдо – очень симпатичный молодой человек без вредных привычек, а вовсе не диктатор и не убийца.
Попав в Венесуэлу, эта еда за секунду уничтожит власть Мадуро. Он сам говорит, что в караванах оружие. Зачем? Не нужно оружия! Если у человека голодают дети, он не об автомате мечтает, а о пачке макарон. И своим президентом он будет считать того, у кого есть макароны, а не автоматы. Мадуро же остался без американских денег. И без еды. Последний его жест отчаяния такой: он приказал армии и полиции охранять границы от гуманитарных караванов. Он буквально встал стеной между голодающими миллионами людей и их едой.
Отсюда и столкновения: голодные венесуэльцы изнутри штурмуют границу своей страны. Они понимают, что либо они сейчас получат еду и выживут, либо скоро умрут от голода. Мадуро в этой ситуации выглядит совсем некрасиво. Ранее он выдавал себя за защитника интересов бедных и голодных жителей страны. Теперь же его солдаты стреляют из пулеметов именно по этим людям.
Я не большой специалист в диктаторском искусстве, но почему-то мне кажется, что если ты начинаешь стрелять в голодный народ, то любовь этого народа к тебе быстро остынет. А после этого твои дни, как диктатора, сочтены.
На горизонте появляется отставка и бегство или даже виселица. В общем, я думаю, что направление к границам Венесуэлы грузовиков с едой сделает для свержения режима Мадуро больше, чем даже возможная военная интервенция. Я почти уверен, что венесуэльцы скинут диктатора уже в этом году.
Иван Яковина / Новое время