понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Расстрел Небесной Сотни: Кого могут посадить, кроме стрелочников Многие из нынешних фигурантов «дел Майдана» очень надеются на то, что после смены власти в Украине им вообще уже ничего грозить не будет

Пять лет назад, 18-20 февраля 2014 г., Украина пережила три самых трагических дня Евромайдана. Погибли 78 гражданских лиц, более 200 человек получили огнестрельные ранения и около 1000 человек – телесные повреждения различной степени тяжести. Чтя память погибших, украинцы в то же время не могут не задавать вопрос: а кто уже понес наказание и когда будут осуждены главные виновники?

Силовая зачистка Майдана имела несколько уровней заказчиков, организаторов и исполнителей. На самом верху – сам Янукович и руководители силовиков: министр внутренних дел Захарченко, глава СБУ Якименко. Ниже – высокопоставленные должностные лица МВД и СБУ. Еще ниже – бойцы «Беркута» и внутренних войск, выполнявшие преступные приказы. Наконец, помогали им разные «титушки», «оплотовцы» и т. п., многим из которых преступные чины МВД раздали оружие.

Какова же реальная картина с расследованием «дел Майдана» и осуждением виновных?

Пока – только «титушки»

По последним данным ГПУ, в ходе расследований «дел Майдана» правоохранительные органы сообщили о подозрении 444 лицам (в частности, следователи ГПУ сообщили о подозрении 300 лицам). В их числе – 48 высокопоставленных должностных лиц, 227 сотрудников правоохранительных органов (в т.ч. 27 следователей), 20 прокуроров, 23 судьи. Направлены в суды 186 обвинительных актов в отношении 288 лиц. Судами уже признаны виновными 52 лица, по 45 из них приняты обвинительные приговоры. Но только девять лиц приговорены к лишению свободы. Остальные приговоры – с условными сроками или с отсрочкой исполнения наказания.

Начальник управления спецрасследований ГПУ Сергей Горбатюк подчеркивает, что 36 человек, которым сообщено о подозрении в совершении преступлений во время Революции достоинства, продолжают работать в правоохранительных органах, из них 10 – на руководящих должностях. По словам начальника отдела процессуального руководства ГПУ Алексея Донского, дела о преступлениях правоохранителей затягивают в судах еще на стадии подготовительного заседания.

Как отмечает Донской, все девять приговоров с реальными сроками вынесены гражданским лицам – «титушкам», «оплотовцам» и т.п. «Если говорить конкретно по делам, то у нас более всего реальных приговоров по похищениям людей на станции метро «Петровка» и их пыткам. Также есть реальный приговор в деле по нападению на Татьяну Чорновол. Там пять лет лишения свободы получил подсудимый за нападение и за причинение повреждений средней тяжести», – сообщил Донской. Кроме того, по его словам, есть реальный приговор по нападению на журналиста Вячеслава Веремия, который был сильно избит и смертельно ранен в ночь на 19 февраля 2014 г. «Апелляционный суд удовлетворил нашу жалобу, и лицо получило пять лет лишения свободы», – уточнил Донской.

Приведенная выше статистика охватывает все преступления, связанные с препятствованием проведению мирных акций протеста в Киеве и других городах Украины в период с ноября 2013-го по февраль 2014 г. Наибольшее число погибших пришлось на 18-20 февраля, когда бойцы спецподразделений «Беркут» и внутренних войск МВД Украины применили против мирных митингующих огнестрельное оружие. Поэтому мы сосредоточимся на результатах расследований следователями ГПУ преступлений режима Януковича, совершенных именно в те три дня.

Суды над «беркутовцами»

В 2015-2017 гг. в суд направлены четыре обвинительных акта по подозрению в превышении власти и служебных полномочий, а также причинении телесных повреждений участникам акции протеста 18 февраля 2014 г. Подозреваемые – милиционер и три командира рот батальонов милиции особого назначения «Беркут» в Харьковской и Львовской областях. Милиционер в июле 2016 г. приговорен Подольским райсудом Киева к пяти годам лишения свободы с испытанием на три года и лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года. Тот же суд рассматривает дело в отношении одного из командиров рот БМОП «Беркут». В настоящее время продолжается судебное следствие — допрос потерпевших в суде. Судебные процессы по двум другим подозреваемым еще фактически не начались.

В марте 2017 г. в суд направлен обвинительный акт по подозрению двух бывших бойцов БМОН «Беркут» в Харьковской области, которым инкриминируется покушение на умышленное убийство 33 участников акций протеста. Кроме того, одному из этих бойцов инкриминируется совершение 18 февраля 2014 г. умышленного убийства трех человек из числа участников мирного шествия. Судебный процесс по этому делу еще фактически не начался.

В январе 2015 г. и феврале 2016 г. в суд направлены два обвинительных акта по пяти бойцам роты полка милиции особого назначения «Беркут» в Киеве, которым инкриминируют совершение террористического акта, убийство 48 граждан во время массовых акций протеста в Киеве 20 февраля 2014 г., а также покушение на убийство 80 человек. В феврале 2016 г. Святошинский райсуд Киева объединил эти два уголовных производства. Уже около трех лет судебный процесс по ним фактически стоит на месте.

Суды над должностными лицами МВД

Помимо «беркутовцев» под суд подпал ряд должностных лиц МВД. Самый высокопоставленный из них – бывший замминистра Лекарь. Его обвиняют в том, что он совместно с другими должностными лицами МВД Украины, превысив свои служебные полномочия, организовал в январе 2014-го незаконные поставки из России специальных средств усиленного действия для их использования в ходе силового разгона протестующих в Киеве 18-20 февраля 2014 г. Кроме того, Лекаря обвиняют в растрате имущества МВД Украины на сумму почти 1,2 млн грн – во столько обошлась МВД Украины проведенная Лекарем по незаконному указанию Захарченко растаможка спецсредств, поставленных из РФ.

Обвинительное заключение в отношении Лекаря было направлено в суд в апреле 2015 г. Очередное заседание Голосеевского райсуда Киева по этому делу назначено на 1 марта 2019 г., на нем будет продолжен допрос свидетелей. Лекарю грозит тюремный срок от 7 до 12 лет.

Кроме того, в январе 2016 г. направлен в суд обвинительный акт по подозрению трех работников ГУ МВД Украины в г. Киеве. Как утверждает ГПУ, эти трое подозреваются в том, что они, выполняя заведомо незаконный приказ высшего руководства МВД, совместно с гражданским лицом создали все необходимые условия для того, чтобы «титушки» и другие лица завладели более чем 600 автоматами АКС 74У и почти 170 тыс. патронов к ним. Это оружие предназначались для дальнейшего силового подавления мирных акций протеста.

В мае 2018 г. в суд направлен обвинительный акт по подозрению бывшего начальника управления департамента общественной безопасности МВД Украины в предоставлении должностным лицам МВД в период с декабря 2013 г. по февраль 2014 г. неправомерных премий за осуществление противодействия протестным акциям граждан с применением чрезмерной силы и специальных средств, а также в организации силового штурма Майдана Независимости 18 февраля 2014 г. Судебный процесс по этому делу, как и по предыдущему, фактически еще так и не начался.

Суд над Щеголевым

На данный момент самой крупной рыбой, пойманной ГПУ при расследовании «дел Майдана», является бывший начальник главного управления СБУ в г. Киеве и Киевской области Александр Щеголев. Его обвиняют в том, что он руководил зачисткой Майдана 18-20 февраля 2014 г., когда был подожжен Дом профсоюзов, погибли 20 человек и были ранены более 200 человек. Штурм акции протеста на Майдане Независимости был организован в ночь с 18 на 19 февраля под видом «антитеррористической операции», решение о проведении которой было принято именно Щеголевым.

Щеголева взяли под стражу еще в августе 2015 г. До того он находился под круглосуточным домашним арестом. Экс-начальнику столичного главка СБУ инкриминируют превышение власти, повлекшее тяжкие последствия – гибель людей, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, повреждение имущества юридических и физических лиц. Щеголеву грозит пожизненное заключение.

Обвинительный акт в отношении Щеголева был направлен в суд в феврале 2016 г. Судебное разбирательство осуществляется коллегией в составе трех судей Шевченковского райсуда Киева. В первую очередь проводятся допросы потерпевших. Уже дали показания 47 человек.

8 февраля 2019 г. суд в очередной раз продлил арест Щеголева – еще на 60 дней. Он находится под стражей уже три с половиной года.

Заочный суд над Януковичем и его подельниками

1 февраля генпрокурор Юрий Луценко сообщил о завершении досудебного следствия в отношении виновных в расстрелах на Майдане. По словам Луценко, у ГПУ есть все доказательства для передачи дела в суд, в т.ч. независимая научная экспертиза о том, что к расстрелу мирных людей на Майдане привели команды Януковича, главы СБУ Якименко, руководителя МВД Захарченко и их подчиненных. Генпрокурор отметил, что статья, по которой обвиняют бывшее руководство государства, предусматривает пожизненное заключение. «К тем 150 деятелям силовых структур, которые сейчас находятся на скамье подсудимых за насилие на Майдане, заочно добавятся еще полтора десятка во главе с Януковичем и руководителями силовых структур, виновными в отдании преступного приказа», – анонсировал Луценко.

6 февраля состоялось заседание комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Там выступил Луценко и подчеркнул, что приоритетным направлением для ГПУ остается расследование преступлений бывших высокопоставленных должностных лиц во время Революции достоинства. Генпрокурор отметил, что для завершения процесса Верховная Рада должна урегулировать законодательные вопросы заочного осуждения. «Заочное осуждение было разрешено лишь до создания Государственного бюро расследований, и на сегодня вопрос, что делать с готовыми делами, пока остается открытым», – пояснил Луценко.

По его просьбе парламентский комитет рассмотрел и рекомендовал к принятию Верховной Радой законопроект о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, продлевающих возможность заочного осуждения. Однако на следующий день Верховная Рада не смогла внести этот законопроект в повестку дня – за проголосовал только 161 депутат. Возможно, парламент вернется к этому вопросу на следующей пленарной неделе, которая начнется 26 февраля.

По словам Луценко, это необходимо не только для того, чтобы дать старт заочному процессу над Януковичем, Якименко, Захарченко и их подельниками, но и для завершения заочных судебных процессов над другими видными представителями режима Януковича. На данный момент, как сообщил генпрокурор, продолжаются заочные судебные разбирательства в отношении экс-министра энергетики и угольной промышленности Ставицкого и экс-министра доходов и сборов Клименко, на стадии ознакомления с материалами уголовного производства находится дело бывшего первого вице-премьера Арбузова, на стадии завершения досудебного расследования – уголовное производство в отношении бывшего премьера Азарова.

Вместо выводов

Очевидно, на данный момент ситуация с расследованием «дел Майдана» и осуждением виновных выглядит очень плохо. Понятно и то, что многие виновные успели сбежать – и единственное, что им сейчас грозит, это заочное осуждение. Речь не только о Януковиче и его подельниках в МВД и СБУ, но и о многих командирах и бойцах внутренних войск и «Беркута», «оплотовцах» и прочих, которые сбежали на оккупированные Россией территории Крыма и Донбасса или в саму Россию. С другой стороны, немало сотрудников спецподразделений, участвовавших в зачистке Майдана, через несколько месяцев отправились в зону АТО защищать Украину – и о них их нынешнее начальство говорит, что «они свой позор смыли кровью».

К тому же даже те дела, которые попали в суды, движутся очень медленно. Потому даже к пятой годовщине самых трагических дней Майдана так и не вынесены приговоры Щеголеву и Лекарю, суды над которыми длятся уже по три-четыре года.

Несомненно, эта тема будет активно эксплуатироваться перед выборами. Но можно не сомневаться и в том, что многие из нынешних фигурантов «дел Майдана», включая и тех, кого ждет заочное осуждение, очень надеются на то, что после смены власти в Украине им вообще уже ничего грозить не будет.


Юрий Вишневский / Деловая столица
Поділіться цим