«Афганское движение «Талибан» (запрещенная в России организация) подтвердил свое участие в конференции, которая проходит в Москве 5-6 февраля». Сама эта цитата из российских СМИ наполнена каким-то внутренними противоречиями. Если организация запрещена, то как ее участники едут в Москву? Арестуют ли их непосредственно в аэропорту? Или Россия уже объявила талибов не террористами, а… Сложно себе представить, кем именно можно объявить людей, которые практиковали массовые убийства гражданских и атаки бомбистов-самоубийц. Или, возможно, когда талибы признавали независимость Чечни — и передавали чеченцам оружие – то тогда они были террористами, а сейчас, когда «Талибан» воюет против США и НАТО – то его члены – уже участники антиимпериалистического национально-освободительного движения?
Впрочем, не будем слишком углубляться в логику российских внешнеполитических определений. При том Кремль от роли «миротворца» сейчас сознательно дистанцируется: пресс-секретарь Путина Песков заявил, что никаких официальных контактов между российскими властями и талибами не запланировано. Формальными организаторами выступили «члены афганской диаспоры» на России.
Но можно не сомневаться, что «межафганская мирная конференция», на которую прибыли более 10 делегатов от «Талибана», была санкционирована, одобрена и поддержана на самом высоком уровне. Хотя бы потому, что в противном случае всех членов «Талибана», как участников террористической организации, должны были бы арестовать в аэропорту. Точнее, арестовать представителей талибов должны были еще в ноябре прошлого года, на подготовительной встрече – которая, вы не поверите – тоже проходила в Москве.
На конференции «лучшие люди» Афганистана попытаются договориться с талибами о возможных схемах относительно мирного сосуществования. Встречаться с представителями действующего правительства талибы на данный момент не желают – но делегация из 40 политиков и бывших чиновников, в числе которых присутствовал и бывший президент Афганистана Хамид Карзай, являются неформальными представителями пускай и не действующего правительства Афганистана «в целом».
Суть заключается в том, что на России решили стать чем-то наподобие «модератора» между прозападным и поддерживаемым США афганским правительством, и откровенно террористической организацией, которая, тем не менее, контролирует четверть Афганистана. И которой, по слухам, на протяжении последнего десятка лет Москва помогает как деньгами, так и оружием.
Почему вдруг Россия настолько захотела исполнить роль арбитра мирного процесса в Афганистане – при том что до прошлого года в основном только посылала талибам оружие? Ответ, в общем, очевиден.
Вся штука в том, что на протяжении последних двух недель переговоры представителей «Талибана» с американскими дипломатами, которые проходят в столице Катара, демонстрируют, по словам обеих сторон, невиданный прогресс. Стороны договорились о прекращении огня – и обсуждают условия прочного перемирия. Нюанс в том, что у США и представителей «Талибана» внезапно оказались достаточно схожи интересы. И одни, и другие хотят уничтожить «Исламское государство», которое пытается закрепиться в Афганистане. И одни, и другие хотят, чтобы американские солдаты покинули Афганистан – хотя мотивации у них весьма, и весьма разные.
Но подобный неожиданный прогресс вряд ли нравится Москве. В которой, наконец, осознали, что рискуют снова столкнуться с воинственными исламистами уже в Средней Азии. Где границы постсоветских республик вряд ли смогут долго сдерживать талибов, если те захотят двинуться в Таджикистан, Туркменистан или Узбекистан. В которых проповедование радикального ислама – на волне обнищания и роста антироссийских настроений – может найти немало новых сторонников.
Таким образом, для Москвы стало выгодно поддерживать талибов в их войне с США. Но когда США приняли решение прекратить войну – и скромно покинуть Афганистан, как это делали самые разнообразные завоеватели на протяжении многих веков – в Кремле вдруг поняли простую истину. До российской границы талибам гораздо ближе, чем до границы американской.
Роман Федюк / Depo.ua