Начало этой недели в Вашингтоне ознаменовалось чередой занятных и, скорее всего, взаимосвязанных событий, предвещающих новые политические потрясения как внутри, так и вне США. И определенно не в пользу президента Дональда Трампа, кольцо вокруг которого продолжает сжиматься на фоне ступора в переговорах с демократами относительно шатдауна и строительства стены на границе с Мексикой.
Снегом на голову стала отставка помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсса Митчелла. Этот дипломат – один из редких на сегодняшний день в правительстве сторонников трансатлантического сотрудничества, который много успел сделать для укрепления отношений, в пику России, с НАТО и Евросоюзом, в частности со странами Восточной Европы, включая Польшу, а также с Украиной и Грузией, поспособствовал урегулированию спора между Македонией и Грецией. Очевидно, что он был одним из тех американских чиновников, вытолкнувших Афины из зоны влияния Кремля. И делал это вопреки Twitter-дипломатии Трампа, в некотором роде компенсируя нанесенный ею ущерб отношениям с союзниками. Его уход, как отметил бывший замгенсека НАТО Александр Вершбоу, – это «огромная потеря для администрации и НАТО». И, заметим, в том числе для Брюсселя, где пребывают в состоянии постоянного стресса из-за маневров президента США.
Официальной причиной ухода называется желание Митчелла проводить больше времени с супругой и детьми. Но это официально… Да, и, кстати, заявление об отставке он подал шефу – Майку Помпео – еще 4 января. Почему об этом стало известно только сейчас? Не потому ли, что увольнение столь уважаемого по обе стороны Атлантики дипломата не в лучшем свете характеризует текущее состояние администрации Трампа. Отставка стала, между прочим, как заявили BuzzFeed европейские дипломаты, большим сюрпризом для них. Узнали же они об этом вообще из СМИ. Это является еще одним доказательством царящих ныне в команде Трампа сумятицы и бардака, обусловленных рядом факторов. Один из них – шатдаун и зашедшие в тупик переговоры с демократами. Трамп львиную долю своих твитов посвящает именно этой теме, атакуя со всех сторон лидера большинства в Палате представителей Нэнси Пелоси и демократов в целом.
Да чтоб этого Мюллера
Второе место по частоте реагирования – у расследования спецпрокурора Роберта Мюллера, которое – сюрприз-сюрприз – на этой неделе получило новую динамику. Начнем хотя бы с того, что у Мюллера решили попристальнее взглянуть на отношения штаба Трампа в 2016 г. с Национальной стрелковой ассоциацией (NRA). Той самой организацией, с рядом членом которой наладила контакт российская «шпионка» Мария Бутина. Команда Мюллера явно получила ценные сведения от Бутиной, признавшей вину и сдавшей всех и вся. Отсюда и возобновившиеся допросы одного из бывших работников штаба Сэма Нунберга, которого впервые начали «третировать» по этому вопросу в феврале 2018 г.
Мюллер продолжает разматывать клубок вовлеченности России в американскую политику. И, как сообщает телеканал ABC, спецпрокурор нащупал еще одну ниточку — это вице-президент инвестиционного отдела швейцарского банка UBS Роберт Форесман, пять лет работавший в Москве. Банкир после победы Трампа пытался попасть в Белый дом, хвастая своими связями в руководстве РФ. К Трампу Форесману пробиться не удалось, но он общался с экс-советником по нацбезопасности Майклом Флинном, погоревшим на контактах с россиянами. Банкир, исходя из публикации ABC, может быть лоббистом интересов нефтяного сектора России. В частности, мог быть знаком с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, а также Маттиасом Варнигой, ушедшим в декабре 2018 г. с поста главы совета директоров «Русала» Олега Дерипаски, который смог на днях выторговать сделку с минфином США и спасти часть бизнеса от санкций.
И наконец, еще одно занятное событие, касающееся расследования Мюллера и одного из уже старых персонажей всей этой истории со вмешательством России. Речь о вице-президенте Crocus Group, российском певце Эмине Агаларове. Он отменил свой тур по США и Канаде, поскольку его адвокатам, по данным CNN, не удалось договориться с командой Мюллера о том, чтобы их клиента не задерживали для допроса. Ведь Агаларов очень интересен спецпрокурору, поскольку, как известно, участвовал в организации встречи Дональда Трампа-младшего и российского адвоката Наталии Весельницкой с целью получения компромата на Хиллари Клинтон. А отец Эмина Араз Агаларов, возглавляющий Crocus Group, помогал Трампу (старшему) с проведением конкурса «Мисс Вселенная» в 2013 г. в Подмосквье и обсуждал строительство Trump Tower в Москве. А эта история благодаря признаниям бывшего адвоката Трампа Майкла Коэна не сходит с первых страниц, поскольку, как оказалось, Коэн вел переговоры о строительстве во время предвыборной кампании. Причем, писало накануне BuzzFeed, президент США даже заставил адвоката соврать Конгрессу на этот счет.
Нервы Трампа и НАТО
Почему существует связь (а она есть) между отставкой Митчелла и расследованием Мюллера? Потому, что в совокупности все эти факторы расшатывают и без того расшатанные нервы хозяина Овального кабинета. Администрация явно нестабильна, ее позиции расшатаны, отсюда хаос, плодящий еще больше хаоса. И, находясь в окружении врагов, загнанный в угол своим ультиматумом касательно стены, Трамп может сподобиться на быструю победу на внешнеполитической арене. Россию атаковать нельзя из-за расследования. Иран? Иран не вызывает такого ажиотажа. А следующая встреча с Ким Чен Ыном будет нескоро. В конце феврале, если все будет складываться хорошо. Сенсация Трампу нужна уже вчера. И таковой может стать, например, очередная атака на союзников по НАТО.
Они итак встревожены, поскольку сторонники НАТО и дружбы с Европой покидают американскую администрацию. Не так давно с поста главы Пентагона ушел Джеймс Мэттис, а через две недели решил попрощаться с Госдепартаментом и Уэсс Митчелл. К тому же критические выпады президента США в адрес альянса уже нанесли ему (НАТО) серьезный ущерб, поскольку союзники начали сомневаться, что Штаты при Трампе придут на помощь в случае прямой агрессии той же России. Трамп внес разлад в НАТО и тем самым подсобил Путину. Да, после летнего саммита американский лидер сменил гнев на милость. Однако лишь публично.
Неделей ранее The New York Times, ссылаясь на источники в правительстве, написала, что в течение прошлого года недовольный расходами союзников на оборону Трамп несколько раз обсуждал с советниками выход США из НАТО, что стало бы концом для Организации Североатлантического договора. Предложение не вызвало восторга у его команды. Президента уговорили этого не делать, однако есть риск, что Трамп вновь вернется к своей затее. Во-первых, он известен своей тягой к выходу из международных институтов и договоренностей. Вспомнить хотя бы Парижское климатическое соглашение или Транстихоокеанское партнерство. Во-вторых, подчиненные Трампа, уже выучившие характер босса, всерьез опасаются, что последние внутриполитические факторы могут вернуть в риторику президента США идею с выходом из альянса. Потому-то, как пишет NYT, высокопоставленные чиновники из ведомств, отвечающих за нацбезопасность, даже поручили представителям США в НАТО заключить официальное соглашение касательно ряда направлений и целей организации, в том числе противодействие РФ, до старта следующего саммита, чтобы помешать Трампу наломать дров.
Над этим же работают и в Конгрессе. Опять-таки 22 января Палата представителей 357 голосами приняла законопроект, запрещающий президенту использовать средства для выхода страны из НАТО. Это Трампа может и не остановит, но создаст ему серьезные проблемы. Учитывая раскол, вызванный шатдауном. Следовательно, и в администрации, и в Конгрессе допускают, что Трампу действительно может прийти в голову заявить о выходе из НАТО. Это ведь absolutely amazing идея в данной ситуации, а сэкономленные деньги можно пустить на строительство стены.
Импульсивность Трампа, как выразился бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон в интервью CBS, продиктованная тем, что президент полагается в большей мере на инстинкты, с одной стороны, имеет позитивный эффект. Он заключается в том, что свойственная Трампу неожиданность позволяет ему добиваться своего и ломать закосневшую архитектуру дипломатии. Но, с другой стороны, порой инстинкты подводят, особенно когда все же их следовало бы сочетать с аналитическим подходом. В итоге Трамп и очутился в собственноручно созданной ловушке. И ко всему, еще одним минусом является невозможность долгосрочного прогнозирования политики администрации.
Владислав Гирман / Деловая столица