В среду, 9 января, состоялась очередная встреча президента США Дональда Трампа с лидерами демократов в Конгрессе – Нэнси Пелоси и Чаком Шумером. Трамп спросил, дадут ли ему $5,7 млрд на пограничную стену, хотя бы металлическую, а не бетонную, если он отменит шатдаун (неоплачиваемый отпуск в связи с непринятием бюджета) правительства. «Нет», – ответствовала член Палаты представителей. «Бай-бай», – сказал Трамп и покинул встречу. И он прав. Говорить-то на самом деле уже не о чем после того, как его угроза ввести чрезвычайное положение и таким образом обойти вето оказалась блефом.
В своем обращении к американцам вечером 8 января президент, во-первых, обвинил демократов в гуманитарном и иммиграционном кризисе, а во-вторых, красноречиво пытался убедить нацию в том, что стена станет панацеей от всех бед. Включая наркотики. Рассказывая о 70 тыс. американцев, чьи жизни в 2017 г. унесли героин и фентанил, он не лгал. Только вот наркотрафик в США идет не только через южный кордон. В Управлении по борьбе с наркотиками (DEA), например, сомневаются, что именно Мексика – основной канал поставок фентанила, считая таковым Китай, где опиоид можно заказать по почте, и он чище и мощнее, а значит, опаснее. Правда, демонизация южной границы – привычная стратегия Белого дома. И если Трамп лишь лукавил, говоря о наркотиках, то пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс в интервью Fox попросту солгала, заявив, что 4 тыс. террористов (известных и вероятных) проникли в США по большей части через южную границу. Ложь эта настолько откровенная, что даже ведущий Крис Уоллес не выдержал и, перебив ее, сказал, что изучал эту статистику. Так вот, по его словам, большинство этих террористов попали в Штаты через аэропорты.
Эти два примера крайне показательны. В арсенале Белого дома не осталось ничего такого, что бы убедило кого-либо кроме ядерного электората 45-го президента. ЧП он так и не решился объявить. Да, Трамп еще пытается удержать в руках этот «козырь». Та же Сандерс заявила, что такой вариант по-прежнему рассматривается. Но кто поверит, что это не блеф? Обращение к нации было идеальным моментом, чтобы не только застращать американцев цифрами, «изничтожить» демократов, но и ввести это чрезвычайное положение. Однако этого не случилось. Значит, не такая уж чрезвычайная ситуация в стране, как ее малюет Трамп.
Хозяин Овального кабинета полагал, что сможет в свойственной ему манере – с наскока – получить желаемое. Считал, что ему по силам продавить в этом году проект строительства стены, имея за плечами несколько достижений вроде переписывания сделки NAFTA или переписки с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Но Конгресс – не Белый дом. Особенно после промежуточных выборов, в результате которых Демпартия вернула себе большинство в Палате представителей. Трамп полез на амбразуру, а потом обвинил демократов во всех смертных грехах.
И, по сути, уже проиграл. У него есть страшилки, а у демократов – рациональное предложение: отменить шатдаун, чтобы вся система нормально функционировала, а уже затем обсуждать приграничную безопасность. Аргументы «ослов» явно убедительнее для большинства американцев. И веса им добавляет то, что без зарплаты остаются 800 тыс. федеральных служащих, что среди прочего, кстати, бьет по сфере безопасности, на укреплении которой настаивает сам Трамп. Это означает, что не будет ипотечных выплат чиновниками, а президенту нечем заплатить агентам Секретной службы, которые охраняют его и его семью.
Ко всему уже два профсоюза подали в суд на администрацию. 31 декабря иск был подан Американской федерацией государственных служащих, объединяющей более 300 тыс. человек. А 9 января – Национальный профсоюз работников казначейства (150 тыс. человек). Они возмущены тем, что из-за шатдауна должны работать бесплатно. «Если сотрудники работают, им нужно платить, а если нет денег, чтобы платить им, то они не должны работать», – резонно заметил глава профсоюза Тони Рирдон.
Однако президент предпочитает стену. Причем эффективность данного инструмента для борьбы с нелегалами, которые «угрожают стране сейчас», достаточно сомнительна, когда речь идет о 15-летних проектах строительства. И, спрашивается, где здесь чрезвычайное положение? Ситуация приняла бы совершенно иной оборот, если бы президент вместо реализации это проекта занялся судебной системой. Не стена сдержит поток мигрантов, а суды, которые будут быстрее выносить решение по предоставлению убежища или отказу в нем. Для этого нужно больше судей.
И даже если Конгресс выделит средства на стену, движение мигрантов в США продолжится. Иммиграционный кризис, раздутый Белым домом, исчезнет только из микроблога Трампа и выступлений представителей его администрации. И да, для ядерного избирателя Трамп будет победителем, а стена – памятником, построенным при жизни. Правда, Трампу 72 года. Но он вполне может дожить до того момента, когда проект будет завершен. А для второго срока хватило бы и старта строительства. Но есть одно «но» – сопротивление Конгресса хозяину Овального кабинета сломить не удалось.
Проекту строительства препятствуют не только демократы. Не поддерживают его многие и в Республиканской партии. Согласиться на компромисс стоимостью $1,3 млрд для Трампа унизительно. Он потеряет электоральные очки уже среди своего ключевого избирателя. Хотя, похоже, этот поезд уже ушел. В нижней палате проголосован законопроект о финансировании Минфина, налоговой службы и других ведомств, поданный как план демократов по выходу из текущего кризиса. Важно, что в проекте ни о какой стене уже не идет и речи. И не менее важно, что к 232 демократам присоединились восемь республиканцев, в том числе, из Техаса, граничащего с Мексикой. Трамп, естественно, обещал ветировать законопроект. Его вето мог бы преодолеть Сенат, где у «слонов» сохранилось большинство. Но делать республиканцы этого не будут. Да и законопроект имеет все шансы не пройти верхнюю палату еще до вето Трампа.
Но в любом случае президент оказался в ловушке: законодатели не сдаются, угроза ввести ЧП не сработала, госслужащие сидят без денег, уровень критики растет. Вопрос в том, пойдет ли Трамп ва-банк от отчаяния? Намек на это есть. В среду Трамп заявил, что, мол, зря давали миллиарды Калифорнии для борьбы с лесными пожарами. «Пока они там не наведут порядок в своих делах, я распорядился, чтобы Федеральное агентство по урегулированию чрезвычайных ситуаций (FEMA) не отправляло больше денег», – пригрозил он. Если Трамп повторит трюк Андервуда из «Карточного домика», то его завалят исками, а кампания-2020 окажется под угрозой.
Что отразится и на партии, вместе с президентом оказавшейся в ловушке. Не поддержать Трампа — нельзя, поскольку он все еще остается единственным мощным кандидатом на выборах 2020 г. Поддержать и «зарубить» законопроект или преодолеть вето – чревато репутационными и электоральными потерями уже для самой партии. Потому очень интересно, что перевесит в итоге. И стоит отметить, что и в Сенате есть по меньшей мере трое республиканцев (Лиза Меркауски, Сьюзен Коллинз и Кори Гарднер), выступающих за то, чтобы сначала дать деньги ряду ведомств, а затем уже решать вопросы безопасности.
Если же в Сенате республиканцы в очередной раз поддержат Трампа, то стороны вернутся к переговорам. Однако демократы окажутся в выигрыше. Их позиции будут сильнее, а значит, президенту даже кости в виде $1,3 млрд на стену могут и не бросить. Судя по всему, Трамп эту войну проиграл. Правда, его все еще поддерживают «простые американцы».
Владислав Гирман / Деловая столица