Президенту Франции Эмманюэлю Макрону, пытающемуся разобраться с протестами «желтых жилетов», прибавится головной боли, а его репутации уже нанесен очередной болезненный удар. И опять виной тому его бывшие охранники – Александр Беналла и Винсен Краз, уже «отъевшие» внушительный кусок от президентского рейтинга. Французское издание Mediapart 17 декабря опубликовало расследование, в котором разоблачило связь Краза и Беналлы с российским олигархом – Искандером Махмудом, близким к президенту РФ Владимиром Путиным.
Для начала вспомним, чего фигуранты расследования успели натворить, чтобы насолить своему шефу. Оба они участвовали в разгоне демонстрантов 1 мая в Париже. Причем Беналла, бывший уже глава службы охраны макроновской партии «Вперед!», для этой цели – напасть и избить митингующих – нарядился сотрудником полиции, а при себе был незарегистрированный пистолет. С ним Беналла, как писала французская пресса, не расстается. Да и сам он не отрицал в беседе с сенаторами, что Glock у него имеется, и он очень часто его брал с собой на работу, но он зарегистрирован в соответствующих органах.
При этом Беналла назвал себя не личным охранником Макрона, а скорее менеджером, который занимался организацией поездок президента, различных мероприятий и в качестве администратора управлял службой безопасности. Считается, что Беналла очень близок к Макрону. Настолько близок, что СМИ называли его любовником президента. Они вместе крутили педали на велосипеде. Беналла даже отметил Рождеством с шефом и его супругой Брижитт на курорте Ла Монжи. Сам Макрон отрицает интимную связь, да и прямых доказательств у журналистов нет. Так что это скорее могла быть просто крепкая дружба, которая в итоге дорого обошлась главе государства. И продолжает обходиться. Ведь Беналла не только избивал демонстрантов, что взбесило французов, но и 20 июля стало известно, что экс-глава службы безопасности подозревается в «незаконном получении изображений системы видеонаблюдения» от сотрудников полиции. Трое из них составили Беналле и Кразу компанию в расследовании, которое еще продолжается. Мало того, после допроса 29 ноября следствием Беналле выдвинуты обвинения во «вмешательстве в работу правоохранительных органов» и «умышленном насилии в составе группы лиц, что привело к общей нетрудоспособности (потерпевшего) сроком на восемь дней».
Очевидно, что 26-летний Беналла, и, вероятно, Краз, имеют неплохие связи в правоохранительных органах Франции и, видимо, поэтому заинтересовали Махмудова. Как пишет Mediapart, с Винсеном Кразом французский представитель олигарха связался в первой половине этого года. Махмудов, чье состояние оценивается Forbes в $6,5 млрд, является владельцем дорогостоящей недвижимости как во Франции, так и в других странах блока. А еще Мадрид и Берлин считают, что Махмудов связан с российской организованной преступностью, которую все сильнее прижимают испанские и немецкие копы. Обеспокоенный этим Махмудов, вероятно, и решил обезопасить себя во Франции. Тем более что у влиятельных россиян есть опыт налаживания связей с местными. Даже на высоком уровне: Николя Саркози, Марин Ле Пен и т. д.
В расследовании журналистов говорится, что Винсен Краз 28 июня, т.е. он еще был членом президентской партии (выгнали 31 июля), получил перевод со счетов Махмудова в Монако 294 тыс. евро. Деньги перевели на счет компании Краза – Mars. Краз пообещал защищать интересы олигарха и его имущество во Франции. Большая же часть средств затем была переведена на счета еще двух фирм – Velours Close (147 тыс.) и Velours Sécurité (25 тыс.). Кразу остались 114 тыс. Что касается Velours, то они связаны уже с Беналлой, и ранее предоставляли услуги Mars для одного из ее клиентов. Сам Беналла говорит, что в переговорах не участвовал, пытаясь, таким образом, всю ответственность взвалить на Краза.
На деле же оба они скомпрометировали не только себя, но и службу охраны, окружение Макрона. И важно понять следующее: Махмудов, выбирая эту парочку, руководствовался принципом «пальцем в небо», только опираясь на то, что Беналла и Краз имеют определенное влияние, или же представители олигарха действовали по рекомендации? Если бы не была известна дата передачи денег компании Mars, то было бы логично предположить, что и нападения Краза и Беналлы на демонстрантов – не медвежья услуга Макрону, а спланированная акция. Не составило бы труда спрогнозировать, как их действия отразятся на рейтинге президента. Однако деньги перечислили почти через два месяца после инцидента. С другой стороны, иные транзакции пока могут быть неизвестны, да и эти 294 тыс. евро могли быть второй частью платы за «услугу».
Не лишним будет отметить, что выход Махмудова на Краза и Беналлу обусловлен и шкурными интересами, и политическими. Хотя в Кремле это две взаимосвязанных элемента. Спасение состояния олигархов из окружения Путина – дело государственной важности. А Искандер Махмудов, награжденный в феврале 2018 года президентом РФ орденом «За заслуги перед отечеством» второй степени, — человек уважаемый и с точки зрения Кремля более чем заслуживающий этой самой защиты. К тому же фактический подкуп двух близких к Макрону людей открывает море возможностей. Это и конфиденциальная информация, и просто ценные сведения о раскладах в команде Макрона – кто кому друг, у кого какие пристрастия (наркотики, женщины, мужчины) и т. п. Вся эта грязь на вес золота в информационной войне России против Франции и ЕС в целом. Особенно на фоне массовых протестов «желтых жилетов», мимо которых кремлевские пропагандисты не смогли пройти.
Сейчас во Франции, напомним, ведется расследование вероятного вмешательство России в протестные процессы. Связанные с РФ аккаунты в соцсетях уж больно много внимания уделяли происходящему в Пятой Республике. А ретранслировались по большей части материалы Sputnik, RT, Ruptly. В России естественно отмахиваются. Но и в то же время, после того как стало известно о начале расследования, российские СМИ наводнили материалы с громкими заголовками и «скудным» текстом. Например, активно разгонялась заметка о том, что расследование, которое еще продолжается, не подтвердило причастности России. Причем росСМИ ссылаются на Le Journal du Dimanche – журнал с 70-летней историей, испытывающий ныне финансовые трудности и, к слову, ранее поддававшийся критике за связи с окружение Николя Саркози, который мог бы стать хорошим другом Кремля, если бы смог одолеть на минувших президентских выборах сначала оппонентов-правоцентристов, а затем и Макрона. Не сложилось. Но вернемся к журналу и расследованию. Он опубликовал новость, ссылаясь на источник в спецслужбах, который в частности сообщил: «На сегодняшний день причастность России к движению «желтых жилетов» не установлена». «На сегодняшний день» – это обычно эквивалент «пока». Но в российских медиа фраза трансформировалась в «вообще».
Это один пример. Второй – это сообщения росСМИ, создающие впечатление у россиян, что вся эта история с «российским следом» является следствием организованной Западом кампании дезинформации. Хотите доказательств? Пожалуйста! Корреспондент Sputnik France переписывалась с журналисткой из BBC. Последняя якобы пыталась выяснить, имеет ли Россия отношение к протестам «желтых жилетов». Выяснить. Что-то. У кремлевских пропагандистов. Серьезно? Это все равно что спросить у Путина в прямом эфире, сколько миллиардов на его офшорных счетах. «Ихтамнет», – ответил бы он. И это же журналистке BBC ответила работница Sputnik («на протестах россияне замечены не были»). При этом росСМИ утверждают, что коллега из BBC обратилась к ним, поскольку «редакции нужна кровь» и есть задание – доказать «причастность России». А далее по всем законам жанра напоминается о том, что BBC, как и вся Британия, постоянно строят козни и очерняют доброе имя российских грушников.
И ведь работает. Имеется ввиду вся эта информационно-пропагандистская махина. Как значительная составляющая гибридной внешней политики России, давно уже лишившейся дипломатии в традиционном ее понимании. Остались лишь фейкотворчество, манипуляции, подкуп. Как в случае с Кразом и Беналлой, которые, судя по всему, уже отработанный материал. Однако даже разоблачение таких ценных кадров может быть выгодно. Отмыться от связей с россиянами, как показывает печальный опыт экс-советника Дональда Трампа Майкла Флинна, практически невозможно. Если вел дела с кем-то из России, и тем более, если это был представитель окружения Путина, то все — на тебе тавро едва ли не на всю жизнь. И ведь эти контакты отражаются на самом Макроне, несмотря на то что он еще с времен избирательной кампании стал ярым противником Кремля. Через месяц после первомайских подвигов Беналлы и Краза рейтинг президента упал до 39%, в июле – до 34%, в сентябре – 29%, а в начале декабря работу Макрона одобряли лишь 23% французов.
Трампу контакты Флинна или Манафорта с россиянами вылезли боком так же, как Макрону может вылезти связь Беналлы и Краза с Махмудовым. Но если сравнивать Макрона и Трампа, то, хотя рейтинг обоих постоянно ставит антирекорды, но все же у французского президента нет такой мощной популистской пушки, как у американского лидера, из которой тот палит без зазрения совести. В результате у Макрона рейтинг 23%, а у Трампа – 43%.
Владислав Гирман / Деловая столица