В воскресенье в Будапеште около 10-12 тысяч человек протестовали против новых изменений в трудовом кодексе, которые граждане Венгрии называют «рабскими». Параллельно протесты проходили еще как минимум в пяти венгерских городах.
Суть этих довольно оригинальных изменений заключается в том, что венгерские компании могут ежегодно требовать от сотрудников до 400 часов сверхурочной работы и при этом на три года задерживать оплату за эту работу. Получается такой себе узаконенный добровольный «кредит» для бизнеса за счет работников – при том без процентов или согласия «кредитодателей». Параллельно были приняты юридические акты, которые усиливают зависимость судебной системы от правительства.
Впрочем, протест, который сначала инициировали профсоюзы и студенты, очень быстро начал вырастать за рамки исключительно экономического недовольства, хотя последнее никуда не делось.
Уже в воскресенье среди лозунгов, которые по улицам несли демонстранты, были «Не кради!», «Независимые суды!» и «Все, что мне нужно на Рождество – это демократия».
А после того, как глава администрации венгерского премьера Гергей Гуйяш назвал демонстрантов «людьми Сороса» и заявил, что они продемонстрировали «открытую антихристианскую ненависть», к экономическим требованиям немедленно добавились и политические.
Политизации протеста способствовал и тот факт, что двух независимых депутата венгерского парламента, которые хотели в эфире государственного телевидения поддержать требования участников протестов, силой вывели из здания государственного телеканала MTVA. А через несколько часов у здания телеканала уже протестовало несколько тысяч венгров, которые требовали независимости общественных СМИ и судов.
Участники радостно скандировали про партию Орбана, «грязный Фидес», разные неприятные слова, и махали баннерами «Фабрика лжи», оценивая таким образом качество работы государственного телевидения. Вдоль границы с полицейскими в полной экипировке возникли стычки, и густо заклубился слезоточивый газ.
С одной стороны, в экономических протестах – пусть даже и достаточно массовых – на первый взгляд нет ничего удивительного или особенно ужасного. События в Будапеште ни по масштабу, ни по накалу пока что явно не сопоставимы с выступлениями движения «желтых жилетов» во Франции.
Но Виктор Орбан, который не привык к массовым протестам, сам усложнил себе жизнь. В отличие от того же Макрона, который изначально признавал, что «желтые жилеты» имеют свою логику, и, в конце концов, на определенной стадии удовлетворил большинство их требований, лишив протест массовой поддержки, венгерский премьер-автократ совершил прямо противоположную вещь. Посредством своих подчиненных он изначально заявил, что все участники протестов «куплены Соросом» и вообще является «чистым злом». И теперь путей для отступления в самом принципиальном экономическом вопросе у него нет. Ибо одно дело поторговаться и сократить количество «обязательной» сверхурочной работы с 400 часов до 100. А другое дело – отступить перед «мировым злом». В случае если действующее правительство пойдет сейчас на уступки, его не поймут уже собственные избиратели.
Зато оппозиционные политики явно не пропустят случая воспользоваться такой грубой ошибкой действующей власти. Политические силы из противоположных частей спектра – от крайне правых до социалистов – готовы поддержать участников экономического протеста против действующего руководства страны. А Виктору Орбану, очевидно, придется срочно придумывать объяснение, как именно коварный Сорос сумел скупить столько венгров.
Тарас Паньо / Depo.ua