Чечне «для развития» необходимо значительно больше российских денег – «и чтобы не мешали». Под «помехами» имеются в виду попытки российских чиновников посчитать, на что эти деньги тратятся. С таким откровенным интервью выступил перед российскими СМИ глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.
«Люди думают, что Россия дает Кадырову большие деньги, поэтому Чеченская Республика развивается и расцветает, констатировал Кадыров. — А нам дали 75 миллиардов рублей, говорят, восстановили каркасы — запускайте заводы. А как мы запустим заводы, если нет оборудования, сырья?».
При том Кадыров возмущается еще и «излишним вниманием» со стороны российских ведомств, которые норовят контролировать деятельность «бывшего воина с автоматом».
С одной стороны, выступление Кадырова — на фоне многих других его эскапад — выглядит вполне невинно. Наконец, и обругать он решил всего лишь Счетную палату под руководством Алексея Кудрина, одного из последних «недобитых либералов». Эти коварные бюрократы два дня назад позволили себе обнародовать отчет, в котором отметили, что бюджетные средства на Кавказе используются не очень эффективно и не слишком прозрачно, а в регионе много объектов, строительство которых профинансировано — а результаты как-то не очень заметны.
С другой же стороны, заявление Кадырова в чем-то является знаковым. Суммы дотаций Чечне из федерального бюджета и действительно стали заметно проседать. Если смотреть в рублевом эквиваленте — то как будто и не сильно. В самые сытые годы они достигали 60 миллиардов рублей в год (и это на республику, в которой меньше чем 1,5 миллиона человек населения) — то в 2017 году Грозный получил, по разным данным, где-то между 27 и 29 миллиардами рублей. Однако если обратить внимание еще и на изменение курса рубля относительно доллара — то снижение выглядит уже совсем неприличным.
На фоне такого тотального обнищания Кадыров этим летом даже написал Владимиру Путину письмо с просьбой включить в программу развития до 2025 года Транскавказскую высокоскоростную магистраль от Краснодара до Грозного. Хорошую такую магистраль стоимостью 1 триллион рублей. В Кремле факт получения письма с предложением подтвердили, сообщили, что правительство внимательно рассматривает все имеющиеся возможности, но триллион, судя по всему, давать явно не собираются. Вместо этого использованием средств федерального бюджета в Чечне и в недалеком Дагестане заинтересовалась Счетная палата — что «бывшему воину с автоматом» по очевидным причинам явно не понравилось.
Поэтому на Северном Кавказе, кажется, назревает конфликт. Кадыров гарантировал свою лояльность к Путину, пока из федерального центра шел непрерывный колоссальный денежный поток, что позволяло самому Рамзану Ахматовичу поддерживать свой образ жизни склонного к милитаризму миллионера, его многочисленным друзьям и родственникам также обеспечивался немалый достаток, а еще и позволял строить мечети и магистрали, изображая «чеченское процветание». Сейчас, судя по всему, денег в Грозном стало не хватать не только на мечети, но и на личные нужды Кадырова и его окружения — поэтому Кремлю мягко намекают, что с ситуацией необходимо что-то делать. Глубокий кризис российской экономики, в который завел ее действующий президент страны своими авантюрами, Рамзана Ахматовича волнует мало. По его мнению, решать его должен тот, кто к нему привел. Собственно, в таком его мнении нет решительно ничего оригинального — по данным опроса Левада-центра, 55% россиян назвали ответственным за экономические проблемы в стране лично президента Путина.
Но Рамзан Ахматович — это не какие-то там 55%. У него возможностей задать свои вопросы Владимиру Владимировичу гораздо больше, чем у 55% — и у 95% российских граждан. И, не исключено, Россию ждет период, когда досадные вопросы чеченского руководства зазвучат в полную силу.
Роман Федюк / Depo.ua