Причудливая, кафкианская история с российскими наемниками, которые просят Международный уголовный суд защитить их права от нарушений, которые осуществляет российская власть, продолжает развиваться. Обратившись к Международному уголовному суду, бойцы частных военных компаний обратились теперь к журналистам.
Предыстория конфликта — если кто за ним не следил — следующая. Бойцы российских «частных военных компаний» после серии поражений и масштабных потерь — в частности, после столкновения «вагнеровцев» с авиацией США под Дейр-эз-Зором — внезапно осознали, что государство намеренно лишила их правового статуса. И по этой причине они не только не получают положенных ветеранам льгот, но и в любой момент могут быть привлечены к ответственности по статье о наемничестве.
Соответственно, в июле авторитетные наемники обращались в администрацию Путина с предложением легализовать статус частных военных компаний. В ответ российское Министерство обороны, назвало их деятельность «противозаконной и антиконституционной».
Очевидно, после этого были еще какие-то попытки пролоббировать закон о ЧВК на России — но они, по понятным причинам, не увенчались успехом. «Наши ЧВК для власти — бесправное мясо», — так охарактеризовал ситуацию в общении с «Радио Свобода» Евгений Шабаев, «атаман казачьего общества «Ховрино», имеющий отношение к ЧВК.
И вот в минувшее воскресенье 357 делегатов из 52 регионов России решили обратиться в Международный уголовный суд за защитой прав «гражданских лиц, которых вывозили из страны с целью незаконного использования в военных целях». Решение было принято на съезде, который назывался: «ЧВК. Гибель армии – #НасТутНет».
Обращение явно было разработано профессиональными юристами. «Мы, граждане РФ, ветераны вооруженных сил и боевых действий, опираясь на статью 15 Римского устава Международного уголовного суда, просим инициировать расследование proprio motu…», — складывается впечатление, что это респектабельный банк хочет привлечь к ответственности обанкротившегося должника. Обращение было направлено на имя прокурора Фату Бенсуда.
Самое интересное, что авторы обращения готовы «дать показания» о всех подробностях своей деятельности. Которая, по последним данным, охватывает Донбасс, Сирию, Ливию, ЦАР, Габон, Северный и Южный Судан — и многие другие государства. Чем могут обернуться показания этих людей для путинского режима — представить не сложно. Поскольку, хоть Россия и не подписала Римский статут (точнее, подписала, не ратифицировала, а потом отозвала подпись) — в ходе расследования «дела наемников» может вскрыться такое количество военных преступлений, что процесс рискует превратиться в «мини-Нюрнберг».
Тем более, что наемники, не ожидая исключительно справедливости Гааги, понемногу начали делиться подробностями ситуации с журналистами — как российскими, так и западными.
Какого-либо адекватного ответа со стороны Кремля наемники на данный момент не дождались — пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков продолжает утверждать, что ничего об этой истории не знает, и перенаправляет всех любопытных в российское Минобороны. Но и на открытую войну с бойцами нелегальных ЧВК Путин также не решился — сообщений о каких-либо задержаниях пока тоже не было.
Признать ЧВК и урегулировать их деятельность нормативными актами Кремль, конечно же, не может — поскольку Путину для реализации доктрины гибридной войны требуются именно «ничейные» бойцы, а не еще один армейский спецназ. Да и все необходимые льготы для «солдат удачи» будут стоить слишком дорого, потому что адекватное содержание сотен, если не тысяч семей погибших — мероприятие недешевое. Однако и воевать на «птичьих правах» российские наемники больше не хотят. А заставить молчать слишком болтливых «диких гусей» тоже значительно сложнее, нежели либералов, пенсионеров или бюджетников. Поэтому конфликт не «заглохнет сам по себе» — по крайней мере, в течение ближайшего времени.
Конечно, бойцы частных военных компаний революции на России не сделают. Но в случае, если существующая ситуация не будет урегулирована — именно эти люди могут стать вооруженной силой антисистемного протеста на России. Им к крови — чужой и своей — не привыкать.
Роман Федюк / Depo.ua