Европейский Союз неожиданно оказался перед тяжелым вызовом. Мало того, что от него сейчас откалывается Великобритания, так еще и экономические проблемы у Германии, а Италия пытается принять такой бюджет, который ставит под вопрос ее членство в ЕС.
Брексит: одобрено Европой
На внеочередном саммите главы 27 стран ЕС единогласно утвердили британское соглашение по Brexit. Оно вступит в силу 30 марта 2019 г. Все согласились, что это разумный компромисс (насколько в этой ситуации вообще может быть что-то разумное), который отвечает интересам как ЕС, так и Великобритании. Также, как заявил глава Евросовета Дональд Туск, все страны одобрили политическую декларацию о будущих отношениях между ЕС и Великобританией.
При этом вызывает большие сомнения, что Brexit пройдет хоть сколько-нибудь безболезненно для экономики всего ЕС – слишком весомым был вклад Британии в общеевропейское хозяйство. На предстоящие сложности очень прозрачно намекнули даже в пресс-службе Евросовета: «Европейский совет предлагает комиссии, Европейскому парламенту и Совету предпринять необходимые шаги, с тем чтобы обеспечить упорядоченный выход».
Правда, все могло быть куда хуже. Испания грозилась заблокировать сделку из-за территориальных споров с Великобританией. Правительство Испании не устраивало то, что в проекте не прописано, как Испания и Британия будут вести диалог по Гибралтару – извечному объекту их территориального конфликта на юге Пиренейского полуострова.
Однако в итоге, в последний момент, Испания все же была удовлетворена гарантиями со стороны ЕС по проблеме Гибралтара. Суть гарантий в том, что обсуждение проблемы обязательно продолжится в двустороннем порядке, но «под присмотром» ЕС.
Пока больше всего недовольных Брекситом в Евросоюзе, который потерял значительную часть своей мощи. А недовольных тем, как сам Брексит прошел, – наоборот, в Великобритании. Там уверены, что соглашение составлено полностью в пользу Европейского Союза. Иначе говоря, британцы так «спешили на выход», что согласились и на прозрачную границу между Северной Ирландией и Ирландией, и на выплату ЕС компенсации в 39 млрд фунтов стерлингов, и на соблюдение законов Европейского Союза еще два года…
Германия: время заняться собой
ВВП Германии сократился в III квартале нынешнего года впервые с I квартала 2015-го. Результат в минус 0,8% к предыдущему кварталу стал даже худшим с 2013 г. Федеральное статистическое управление ФРГ (Destatis) объясняет, что причина снижения – ухудшение внешней торговли. «По предварительным подсчетам, экспорт сократился, а импорт вырос в III квартале 2018 г. по сравнению со II кварталом», – говорится в сообщении ведомства.
В сентябре, по данным статистики, экспорт упал на 1,2%, тогда как импорт вырос на 5,3%. При этом поставки немецкой продукции в страны ЕС упали на 0,4%, а за пределы союза было экспортировано уже на 2,2% меньше товаров и услуг. Это очень плохие показатели, поскольку экспорт – основа процветания немецкой экономики. По итогам 2017 г. его объем составил 1,3 трлн евро – это равно всему ВВП России. Для сравнения: импорт тогда лишь немного превысил 1 трлн евро.
Первопричина нынешних торговых проблем Германии – США, которые проводят агрессивную политику в международной торговле, а также постоянно атакуют немецкий бизнес, справедливо видя в нем сильного конкурента. Напомним, что летом Дональд Трамп ввел пошлины на сталь и алюминий, под которые попали и производители из ЕС. Дополнительные сложности создают санкции США, которые они вводят в отношении Ирана.
Внутри германской экономики все неоднозначно. С одной стороны, валовое накопление основного капитала как в секторе машин и оборудования, так и в строительстве было выше, чем в предыдущем квартале. С другой – расходы домашних хозяйств на конечное потребление сократились. Пришлось компенсировать более высокими расходами правительства на конечное потребление.
Также проблемы испытывают германские производители автомобилей – они вынуждены приспособиться под новые стандарты по вредным выбросам. И это при том, что ведущие автоконцерны еще толком не оправились от «дизельгейта» – истории с махинациями вокруг показателей выбросов дизельных автомобилей. Volkswagen до сих пор выплачивает многомиллиардные штрафы…
Между тем, как показал опрос Института немецкой экономики (IW) в Кельне, половина немецких компаний опасаются проблем из-за усиления торговой войны с США. По их мнению, это создаст проблемы с инвестициями, затруднит экспортные операции с США и другими важными торговыми партнерами ФРГ. Кроме того, Вашингтон грозит ввести пошлины на импорт немецких автомобилей, если Берлин не пойдет на торговые уступки.
В общем, правительство Германии на этом фоне уже понизило в октябре прогноз по росту ВВП на текущий год с 2,3 до 1,8%. Добавляется и политическая нестабильность: канцлер Ангела Меркель уже объявила о скором завершении своей политической карьеры, попутно признав провал своей миграционной политики. И в этом свете будущее «локомотива ЕС» довольно туманно.
Италия: а нужен ли нам ЕС?
На юге Евросоюза развернулся свой конфликт: Италия сознательно пошла на обострение отношений с Брюсселем. Дело в том, что руководство ЕС отказывается утвердить бюджет нового итальянского правительства, который наращивает госрасходы, дефицит и госдолг. Рим, в свою очередь, не намерен по требованию евробюрократов менять ключевой финансовый документ страны.
«Мы не отступим. Мы не тратим деньги просто так. Идея в том, чтобы экономика Италии росла», – сказал вице-премьер Маттео Сальвини. Другой вице-премьер, Луиджи Ди Майо, заявил, что Рим готов к диалогу с Брюсселем, но «они не могут просить нас предать итальянцев. Речь идет не о войне с Европой, а о соблюдении обещаний нашим гражданам».
Суть конфликта в том, что проект бюджета Италии на 2019 г. не соответствует правилам Еврокомиссии. Например, госдолг страны уже сейчас превышает 130% ВВП. Доходность по итальянским 10-летним облигациям с мая удвоилась, и это вызвало настороженность как инвесторов, так и Европейского Центробанка.
На фоне высокого уровня госдолга Италия наращивает дефицит бюджета, чтобы недавно пришедшие к власти политики могли отчитаться об исполнении своих предвыборных обещаний, включая запуск социальных программ. В результате, если все пойдет по их плану, дефицит бюджета Италии составит в следующем году 2,4% ВВП (по собственным итальянским оценкам) или 2,9% ВВП (по оценке Еврокомиссии). А это идет вразрез с Пактом стабильности и роста ЕС.
Конечно, Италии простили бы такой бюджетный дефицит, если бы ее экономика показывала стабильный хороший рост. Но с этим как раз проблемы: она в III квартале 2018 г. выросла всего на 0,8% в годовом исчислении. Еврокомиссия, правда, уже готова разработать специальный план действий для нормализации показателей итальянского бюджета – так называемую «процедуру чрезмерного дефицита». Скорее всего, Италию обяжут предоставить план по отказу от бюджетных расходов для сокращения дефицита.
Вот только Рим настроен серьезно и не намерен отказываться от намеченного пути и проекта бюджета. Как пишет Bloomberg, «В этом смысле сейчас Италия – еще более серьезная проблема для Брюсселя, нежели выход из ЕС Великобритании. Новое правительство отказывается играть по правилам ЕС. И хотя итальянское правительство по-прежнему настаивает, что Италия не откажется от евро или ЕС и речь о выходе из ЕС пока не идет, этот конфликт точно станет большим вызовом для коалиции».
Напомним, что в полностью обновившийся состав правительства Италии вошли девять представителей антисистемного «Движения 5 звезд», шесть – из правоцентристской партии «Лига», и трое беспартийных специалистов. Теперь это правительство во главе с Джузеппе Конте намерено отменить повышение НДС и пенсионного возраста.
Кроме того, правительство планирует в 2019 г. начать выплату «дохода от гражданства» и «пенсии гражданина», на что из бюджета выделяется 10 млрд евро. Минимальный доход каждого гражданина страны должен будет составлять не менее 780 евро в месяц.
В Брюсселе все это называют популизмом и угрожают санкциями. Кроме штрафа Италия может получить недопуск к фондам ЕС и более тщательный налоговый контроль со стороны Еврокомиссии и ЕЦБ. В ответ может статься, что большинство итальянцев восстанут против ЕС. Уже сегодня шесть итальянцев из десяти считают, что Евросоюз относится к Италии хуже, чем к другим странам. А четвертая часть населения вообще хочет, чтобы Италия вышла из зоны евро.
Для Украины все описанное означает, что скоро придется «учиться плавать методом бросания в воду». В какой-то момент на помощь и поддержку ЕС рассчитывать будет уже нельзя. А США далеко, и у них свои интересы, которые в регионе пока замечательно блюдет Польша. Значит, Украине придется становиться самостоятельным центром силы в Восточной Европе – просто чтобы не погибнуть.
Денис Лавникевич / Деловая столица