Министерство финансов США утром (по местному времени) 8 ноября объявило о введении новых санкций в отношении России с соответствующим информационным сопровождением со стороны спецпредставителя Госдепартамента по вопросам Украины Курта Волкера. Причем момент для этого шага выбран идеально и убивает сразу двух зайцев. Минимум. Ограничительные меры затронули трех человек и девять предприятий как в России, так и на оккупированных территориях Украины. Новые фигуранты «черного списка» – люди, занятые в непосредственном разграблении и бесчинствах в оккупированных Крыму и на Донбассе. При этом ниточки от них тянутся непосредственно в Кремль.
Кто и за что
Первым в списке, опубликованном в пресс-релизе Минфина, «замминистра МГБ ЛНР» Александр Басов. Под санкции попал он, да и все «МГБ». Басов, как отмечают в американском ведомстве, непосредственно занимался преследованием якобы за сотрудничество с СБУ и «неонацистскими группировками» религиозной организации «Свидетели Иеговы», которую изгнали из «ЛНР» в 2017 году. В Минфине США подчеркнули, что «МГБ» нарушало условия содержания под стражей, а ее «сотрудники» избивали и пытали задержанных электрическим током.
Следующий – офицер ФСБ Андрей Сушко, который до вторжения России был подполковником СБУ, старшим оперуполномоченным по особо важным делам 2 сектора 4 отдела главного отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью ГУ СБУ в АР Крым. Его подозревают в незаконном похищении крымскотатарского активиста, выступавшего против оккупации полуострова россиянами. Речь идет о Ренате Параламове, которого в 2017 году похитили после «обыска» в его доме в Нижнегорском. Родственники активисты опознали Сушко, когда тот находился возле здания ФСБ в Симферополе. Самого Параламова нашли на симферопольской автостанции на следующий день со следами пыток. Кстати, в сообщении Минфина этот факт учтен: Сушко использовал электрошок, удушение и избиение к похищенным активистам.
Третье физлицо – это бывший начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ Владимир Зарицкий. За ним под санкции последовали его симферопольская компания ООО «Управляющая компания инфраструктурных проектов», которой принадлежат санатории «Мисхор», «Дюльбер» и «Ай-Петри». Все три санатория также оказались в санкционном списке. «УКИП» Зарицкого, как известно, занята строительством гостиничного комплекса под Ялтой стоимостью примерно в 1,2 млрд рублей (около $18 млн).
Далее. ООО «Гарант-СВ». Эта компания контролирует крымский отель Mriya Resort&Spa в Ялте, где проводится Ялтинский международный экономический форум. «Гарант-СВ» и курорт – подконтрольны российскому Сбербанку. Причем последний того и не скрывает, поскольку на сайте учреждения Mriya Resort&Spa числится в разделе «Компании Сбербанка». Российский банк инвестировал в строительство курорта порядка $300 млн.
Также санкции введены относительно АО «Крымтэц», обеспечивающего оккупированный полуостров электричеством и тепловой энергией и аффилированного с оккупационными властями Крыма.
Попало в «черный список» и связанное с акционером банка «Россия» Юрием Ковальчуком, близким к президенту РФ, ООО «Южный проект». Сам Ковальчук под санкциями с 2014 года, но это его не остановило от «покупки» винзавода «Новый свет» в 2017 году. Теперь же США нанесли удар и по его бизнесу.
Непрозрачные намеки
Новый пакет санкций – не обещанные Вашингтоном летом за применение Россией химического оружия, а в поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины в рамках закона CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»).
Фактически эти санкции взаимодействуют и находятся меж двумя выборными процессами. Одним полноценным и одним откровенно фейковым. Речь, естественно, о промежуточных выборах в США, прошедших 6 ноября, и о псевдовыборах в ОРДЛО, которые Москва затеяла провести 11 ноября. К вопросу «выборов» в США, да и в ЕС, относятся более чем серьезно. И Штаты, и Брюссель едва ли не каждый день заявляют о неприятии этой идеи, обещают их не признавать, требуют от Москвы прекратить заниматься этим непотребством, призывают жителей ОРДЛО бойкотировать «выборы» и т.п.
То, что Штаты ввели новые санкции, является очевидными месседжами Кремлю. Во-первых, это подтверждение политического вектора США после промежуточных выборов. Послание просто: «И не надейтесь». И не надейтесь, что переформатирование внутриполитической арены в США как-то отразится на внешней политике.
Во-вторых, санкции – предостережение России не проводить «выборы» на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. И это далеко не все. На самом деле Вашингтон посредством данных ограничительных мер впервые де-факто признал полную подконтрольность России всего происходящего в ОРДЛО. На это указали, в частности, замминистра финансов по вопросам терроризма и финансовой разведки Сигал Манделкер и Курт Волкер. «На протяжении долгого времени мы говорили, – подчеркивает спецпредставитель Госдепа, – что Россия имеет 100-процентный контроль над тем, что происходит на оккупированных ею территориях, это касается военных сил, политических образований и даже экономической деятельности, но впервые в форме санкций было признано, что Россия в реальности контролирует Донбасс на востоке Украины».
Волкер также пообещал дальнейшее усиление санкционного давления до тех пор, пока Москва не одумается. С этим посланием Кремлю подчиненный Майка Помпео готовится к встрече с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, которая, как он сообщил во время телефонного брифинга в Брюсселе, должна состояться в ближайшие недели.
Таким образом Соединенные Штаты подтвердили свою приверженность поддержке Украины. Вашингтон давит на Россию, несмотря и вопреки. Положение кремлевцев не ахти на фоне зреющего недовольства в России, где, как и прогнозировалось, холодильник в итоге победил телевизор. Более того, контактами с Путиным брезгует даже северокорейский лидер Ким Чен Ын. Кремль надеялся приобщиться к всеобщему празднику денуклеаризации, но вот незадача: Путин пригласил Кима в гости уже давно, а тот все не едет. В Москве надеялись повидать его до конца года. Даже посол Южной Кореи в РФ У Юн Гын обнадежил: глава КНДР может приехать уже в ноябре. Но нет. На днях помощник президента РФ Юрий Ушаков с горечью констатировал: хорошо бы, если бы лидер КНДР прибыл в следующем году. При этом на второй саммит с Кимом в начале 2019 года нацелился Дональд Трамп. Фактически президента РФ и его окружение заперли на карантине. Российское руководство, конечно, могло бы, бахвалясь, махнуть рукой, молодецки ухнуть и сообразить автаркию. Да только санкции и сама экономическая модель РФ тому преграда.
Владислав Гирман / Деловая столица