В выступлении Тимошенко на 20-м ежегодном Форуме по вопросам внутренней и глобальной безопасности в Женеве звучали абсолютно нормальные вещи. События в Крыму и на Востоке Украины и ответ на них международного сообщества есть и будет одним из ключевых индикаторов способности или неспособности существующих механизмов безопасности и институтов пройти стресс-тест; большинство украинцев видят свое будущее в ЕС и НАТО; РФ должна принять тот факт, что СССР больше не существует, существуют новые независимые государства, которые имеют право на эту независимость и суверенитет. А наше государство завоевало свое право на членство в Евросоюзе и Североатлантическом Альянсе.
Собственно, эта позиция ничем не отличается от политики, которую проводит действующая власть и президент Петр Порошенко – без давления цивилизованного мира на Москву, без миротворческой миссии ООН на Донбассе, мира там не будет. Поэтому смотрины перед влиятельными западными политиками и экспертами, а именно так можно расценивать посещение Тимошенко женевского форума, в штабе кандидата могут считать успешными.
Но есть проблема – внутри страны риторика Юлии Владимировны и ее соратников отличается. Здесь можно вспомнить ее скандальные обвинения в адрес Порошенко в эфире программы «Доброе утро, страна» в июле. Тогда, напомним, она вменила президенту переговоры с главарями ОРДЛО, инициирование «великой войны», «чтобы все горело и все, по сути, пылало». Ни одного факта в пользу своего утверждения лидер «Батькивщины» не предоставила.
Известны и ее негативные оценки сотрудничества с международными организациями, в частности, с МВФ. При этом и здесь позиция политика двойственная: само сотрудничество с Международным валютным фондом она называет партнерством, но при этом говорит о «негативном внешнем управлении, цель которого – цинично заработать на Украине». Кто эти циники? «Часть крупных транснациональных финансовых олигократий». И вроде бы именно они в сговоре с украинской властью выкачивают деньги из нашей экономики, заставляют повышать тарифы. Это очень напоминает советские пропагандистские мифы о «мировом закулисье».
Следующий важный момент – Запад хочет видеть в Украине консолидированную позицию проевропейских сил накануне выборов, чтобы они совместно не допустили реванша России. Это касается не только общего видения противодействия российской агрессии, но и курса государства на кардинальные реформы в экономике и государственном управлении. Под реализацию этого Запад согласен давать Киеву кредиты. Там не вмешиваются в выбор украинцев, однако определенными шагами дают понять, что политика государства не должна претерпевать существенных изменений, которые способны вызвать популисты при власти.
Один из таких четких сигналов – соглашение с МВФ по новой 14-месячной программе поддержки экономической политики stand-by (SBA) на сумму $3,9 млрд. Стало бы оно возможным без решения о повышении цены на газ и других непопулярных решений? Очевидно, что нет.
Однако Тимошенко, которая хорошо разбирается в финансах и сама на посту премьера активно прибегала к внешним заимствованиям, подняла на знамена антитарифную тему. Попытку организовать веерные обращения местных советов к руководству страны о введении моратория на повышение стоимости газа для населения, которые сопровождается массовками под флагами «Батькивщины» можно расценивать, как проявление двойных стандартов. Для Запада у Тимошенко одна повестка дня, для украинцев – другая. Тимошенко обещает украинцам снизить цену на газ вдвое. На Западе же понимают, что дешевый газ в Украине может быть только в одном случае – в случае возвращения Киева в орбиту Москвы. Также там понимают, что социальные возмущения и давление улицы является плохим сигналом из Украины, ведь это свидетельствуют о неготовности местных элит соревноваться по правилам.
Поэтому вряд ли раздвоенность смыслов в риторике одного из ключевых претендентов на президентство останется без внимания партнеров нашего государства в высоких кабинетах Вашингтона и Брюсселя. Потому что там делают выводы не из красивых заявлений наших политиков на международных площадках, на это они большие мастаки, а по их поступкам внутри страны.
Юрий Васильченко / Depo.ua