Двухдневные переговоры с российским руководством фактически завершились и советник Белого дома по вопросам нацбезопасности Джон Болтон отправляется из Москвы домой – рассказать президенту США Дональду Трампу все детали встреч. Кремль ожидаемо в штыки встретил инициативу американского лидера о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) и вероятный разрыв Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) касательно взаимного сокращения численности стратегического ядерного оружия. И можно было бы сказать, что визит Болтона завершился ничем, но такая трактовка событий была бы в корне неверной.
Во-первых, повестка дня не замкнулась лишь на этих двух договорах. На самом деле она намного объемнее и показывает, что у США вопросы к России возникают по другим договорам, включая «химические приключения» россиян в Великобритании и Сирии. В частности, Болтон во время пятичасовой встречи с главой Совбеза РФ обсудил Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Договор по открытому небу, Конвенцию о запрещении химического оружия и Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия.
Во-вторых, советник общался с Владимиром Путиным, Сергеем Лавровым и Николаем Патрушевым не с целью подискутировать на острые темы, а с целью продемонстрировать российской стороне серьезный настрой Соединенных Штатов, и в частности, Трампа. Тем самым в очередной раз была проведена черта перед любыми медиапоползновениями в направлении готовности президента США наладить отношения. Не сейчас. Не при текущих обстоятельствах.
И сам же хозяин Овального кабинета из Вашингтона помогал Болтону донести руководству РФ эту простую мысль. Причем не стремился сгладить углы. Во время общения с журналистами у Белого дома Трамп подчеркнул, что Штаты будут наращивать ядерный потенциал, «пока люди не придут в чувство». «Это угроза, которая включает в себя и Китай, и Россию, любого, кто хочет играть в эти игры», – заявил американский президент.
Болтону же с таким информационным фоном определенно удалось выполнить поставленную задачу – убедить Москву, что шутки шутить никто не намерен. Как результат, Россия в некотором роде была вынуждена пойти на попятную, насколько это ей позволяет самолично выстроенный узкий геополитический коридор. Так, Патрушев сказал гостю из США, что Москва готова «к совместной работе, направленной на устранение взаимных претензий в связи с выполнением» ДРСМД.
Капитуляции не произошло. Но и не следовало ожидать, что она состоится. По крайней мере пока. Ситуация складывается, да уже в принципе сложилась, весьма непростая и обещающая Кремлю будущее в мрачных тонах. Однако добровольно избранная модель поведения и не предусматривает то, что кремлевские обитатели после встречи с Болтоном поднимут белый флаг. Нет, у Путина, прорабатывая линию защиты, будут отпираться, сыпать претензиями, во сне и наяву вспоминая о противоракетной системе обороны Aegis, уже функционирующей в Румынии, и ее установках Mk41, которые, по утверждению российской стороны, способны запускать крылатые ракеты наряду с противоракетами.
Следующий шаг Вашингтона, очевидно, будет заключаться в публикации всей подноготной российских крылатых ракет «Новатор» 9M729, из-за которых разгорелся весь этот сыр-бор. Несмотря на то, что ракеты испытывают с 2008 года, детальной официальной информации о них не так много. Есть только те крохи, которые в информационное пространство обронили Штаты, а вслед за ними и НАТО. В сети есть масса домыслов и оценок, но фактаж следующий: творение ОКБ «Новатор» способно нести ядерную боеголовку, дальность ее полета, вероятно, достигает 5,5 тыс. км, но фактический радиус уверенного поражения составляет не менее 2,5 тыс. км. Также сообщалось, что РФ развернула уже два дивизиона этих ракет.
В свете поездки Болтона в Москву, видимо, настало время предоставить союзникам полноценную презентацию с техническими характеристиками, картой размещения ракет и т.п. По аналогии с выведением под свет софитов сотрудников российских спецслужб, причастных ко вмешательству в американские выборы 2016 года.
После чего Путину предоставят еще одну возможность сохранить лицо. Это ясно из комментария Болтона The Wall Street Journal. Американский чиновник сообщил, что перед выходом из ДРСМД Штаты проведут консультации с Россией, дабы подтолкнуть ее к заключению новых, более широких, соглашений. В Вашингтоне добиваются подключения к процессу и Китая. Как пояснил советник Трампа, вдвоем с Россией США не решат проблему с ракетами средней дальности. «Это и Северная Корея, это и Китай, конечно. И получается очень необычная конфигурация, ситуация для США и России: двухсторонний договор теперь уже не является монопольным договором, понимаете?», – отметил Болтон.
К тому же американцы подготовили дорожную карту будущих соглашений. Болтон в интервью уже российским СМИ – «Коммерсанту» – очертил временные рамки. Он привязал ДРСМД 2.0 к вышеупомянутому СНВ-III, срок действия которого истекает в 2021 году. То есть к этому моменту стороны должны поставить точку по договору о ракетах средней и малой дальности. До тех пор США ракеты в Европе точно не разместят. Таков посыл советника по нацбезопасности. Но, мол, если продолжите артачиться, в пору ожидать отката двухсторонних отношений в вопросах вооружений на полвека назад. В этом контексте в Европе на самом деле могут материализоваться ракеты. И Россия будет пытаться отвечать в силу своих технических и материальных возможностей, пока высокие чины продолжат насыщать финансовые потоки, текущие из РФ за рубеж. Само же противостояние (гонкой вооружений это назвать трудно) скорее всего завершится повторением истории с боданием между Москвой и Вашингтоном «Пионерами» (СССР), которые дотягивались лишь до Лондона; и американскими «Першингами» и «Томагавками», которые могли поразить Москву и Санкт-Петербург. Вопрос в том, что станет новым Карибским кризисом. Или же с учетом риторики и действий как Белого дома, так и Кремля, кризис фактически начался.
Очевидно, в интересах России будет предотвратить подобный сценарий. И, кстати, заключение нового ДРСМД также было бы выгодно Москве. Кремль долгое время добивается, чтобы к России относились как к сверхдержаве, задающей тон международной политике. Но безуспешно, поскольку еще Барак Обама расставил все точки над «i» – региональное государство и все тут. А вот предложение его преемника может подыграть амбициям Путина. Если уж в G8 не пускают, список стран, куда можно съездить с визитом, так мал, что можно пересчитать по пальцам одной руки; то новый ДРСМД, как бы он потенциально не был неприятен, вполне послужит в некотором роде удовлетворением кремлевских запросов на мировое господство.
Но вся штука как раз в том, что у Трампа хотят не двухстороннее соглашение, а нечто большее – договор с участием Китая. Согласись РФ на это, то получит какое-никакое признание своих «заслуг», войдет в элитный клуб вооруженных и опасных, а там гляди, и еще в какие-нибудь экономические альянсы позовут. Такую подачу причин проведения переговоров с США о новом ДРСМД россияне проглотят: «наши американские партнеры», хоть и много себе позволяют, но в одном правы – договор не соответствует нынешним реалиям и в контексте современных вооружений, и в контексте выросшего числа держав, которые могут себе позволить такие ракеты. Зрада плавно перетечет в перемогу. Россиян вполне могут попытаться убедить в том, что новое соглашение – на самом деле благо, ведь речь идет не столько о контроле российской военной машины (за «военторгом» РФ поди уследи), а о том, что и Москва сможет одернуть США, наращивающие военную мощь.
Владислав Гирман / Деловая столица