Я, как и обещал, пошел на площадь Сахарова, а на Тверскую не пошел. Ясно, что митинг провалился и там, и там. В отличие от Петербурга, Новосибирска, Хабаровска и других городов России, москвичи оказались разобщены, дезориентированы и демотивированы. И причина этому не власть города, а, увы, организаторы митинга.
К азам организации любых добровольных массовых акций относится принцип, что в последние 48 часов время и место проведения таких акций менять нельзя. Люди не успеют сориентироваться и в большинстве своем просто останутся дома. Уверен, что Алексей Анатольевич Навальный не хуже меня знал об этом принципе, когда объявил под фальшивым предлогом, что митинг на площади Сахарова отменяется и будет гуляние по Тверской.
Когда я подходил к рамкам на Сахарова, молодые люди, выстроившиеся цепью, пытались остановить меня, объявляя, что митинга не будет. А в то же время полиция приглашала всех, пришедших на митинг, пройти рамки и идти к трибуне. Не знаю, скольких остановили молодые люди, но тысячи две демонстрантов к трибуне подошли.
Нашлись и громкоговорители и колонки усиления. Всё было на месте. Я встретил своих старых друзей, ко мне подходили и люди вовсе незнакомые. Все не понимали, что делать дальше. Большинство собравшихся были противниками закона о реновации. После некоторой заминки они заняли трибуну и стали говорить о бесчинствах, которые творит Собянин.
Меня неприятно удивили георгиевские ленточки у некоторых выступавших и то, что одна дама в открытую проклиная Собянина, превозносила Володина, как защитника униженных и оскорбленных. И все выступавшие говорили, что политики их бросили, что оппозиции важны не беды людей, а самореклама, что никто из лидеров партий не пришел на митинг. И они, увы, были правы.
Я ушел с горьким чувством. В Москве разыгран какой-то фарс, и отнюдь не дешевый. Те, кто пошел на Тверскую и вел себя протестно активно – арестованы, избиты. Зачем? Понимая реальность нашего полицейского режима не лучше ли было всем вместе выразить ему протест, чем безнадежно лезть головой в огонь, когда рядом всё было разрешено и безопасно?
Зачем Алексею Анатольевичу надо было разрушить им же так хорошо организованную в начале протестную акцию и бросить людей под дубинки полицейских?
В Петербурге на неразрешенной, но подготовленной акции было 15 тысяч участников. В Москве бывает, обычно, раза в четыре больше людей. Тут акция была разрешена. Умножим на полтора. В Москве должно было прийти тысяч 90. А пришло 2 тысячи на Сахарова и от силы 5 – на Тверскую. Вот цена «эксперимента» Навального.
И одно радует – просыпается вся Россия. От Владивостока до наших западных границ прошли демонстрации и митинги протеста.
То, что не получилось сегодня, получится завтра. Я верю в это.
Андрей Зубов / Facebook