Не среагировав должным образом на показательное убийство российского перебежчика Александра Литвиненко, правительство Великобритании, фактически, подтолкнуло Путина к повторению аналогичных действий, и не сумело обеспечить безопасность собственных граждан
Британское следствие по делу отравления Скрипалей фактически подошло к концу. Было установлено, кто именно доставил в страну химическое оружие, донес его до квартиры Скрипалей и нанес на дверную ручку. После чего легкомысленно выбросил – и «Новичок», так и не убив определенной Кремлем цели, убил одну случайную британку и покалечил ее партнера. Передвижения агентов Петрова и Боширова были отслежены на протяжении всей их недолгой поездки – и поспешного бегства из Великобритании.
Более того, премьер-министр Тереза Мэй обоснованно заявила, что подозреваемые в попытке отравления являются агентами ГРУ России.
А отвечая на вопрос о том, несет ли президент России Владимир Путин персональную ответственность за совершенное преступление, министр безопасности Великобритании Бен Уоллес сказал: «В конечном счете, да, поскольку он является президентом Российской Федерации, и именно его правительство контролирует, финансирует и направляет военную разведку, ГРУ и свое Министерство обороны… Я не думаю, что кто-то может сказать, что Путин не контролирует свое государство, и ГРУ, без сомнения, без исключений».
Таким образом, британские следователи установили как исполнителей, так и заказчика преступлений. Возможно, неизвестными остались какие-то промежуточные звенья и координаторы убийства – но это, наверное, не так уж и важно. Москва отвечает слабыми контраргументами из разряда «Мы не знаем, о чем говорят все эти люди».
Но, в общем, вся история с покушением на убийство семьи Скрипалей – и случайной смертью гражданки Британии вызывает стойкое чувство дежавю. Потому что два с половиной года назад, в январе 2016 года, Высокий суд Лондона точно так же пришел к выводу о том, что Владимир Путин совершил убийство на территории Соединенного Королевства. Совершил хладнокровно, спланированно, и используя при этом крайне опасный для британского общества способ. Экс-агента Литвиненко тоже убили агенты российских спецслужб, один из которых – Андрей Луговой – сейчас является депутатом Госдумы, а второй, Дмитрий Ковтун, ведет свой бизнес в Москве.
По большому счету, покушение на убийство Скрипалей – это фактически полный дубль убийства Литвиненко. Агента-перебежчика деммонстративно убили, используя способ, который бы позволял легко идентифицировать, что за убийством стоит именно Россия. Единственное, что Луговой и Ковтун смыли остатки лишнего полония в городскую канализацию Лондона – что позволило избежать дальнейших жертв облучения. Петров и Боширов, как мы знаем, вели себя еще менее аккуратно.
Конечно, в 2006 году, когда Путин убил Литвиненко, в Великобритании было другое правительство. Но в 2014 году, когда началось публичное расследование убийства российского экс-разведчика, нынешняя премьер-министр Великобритании Тереза Мэй уже была министром внутренних дел Соединенного Королевства. И вся история никоим образом ничему ее не научила. Осознавая, что имеет дело с маньяком, который не колеблясь использует российские спецслужбы для демонстративных расправ на территории Великобритании, Тереза Мэй не сделала каких-либо заметных шагов для того, чтобы убедить Путина изменить стратегию. И он ее, естественно, не изменил. Это заметила и подчеркнула – британская пресса. Это заметили политические оппоненты Мэй. Это, наконец, заметили британские граждане.
Поэтому, разобравшись с вопросом «Кто виноват», британское правительство будет вынуждено перейти к другой части сакраментального российского вопроса – «Что делать?». Конечно, будет заседание Совбеза ООН, на котором британская делегация продемонстрирует фильм о передвижениях российских гастролеров перед камерами наблюдения, а российская делегация демонстративно будет восклицать «Кто все эти люди?». Будет попытка организовать общеевропейские санкции против виновников применения химического оружия на территории других государств. Попытки, несмотря на отношения Британии с ЕС завершатся либо полным пшиком, либо какими-то демонстративными телодвижениями со стороны Брюсселя. Однако с целью исключения подобных инцидентов в будущем этого будет явно мало. В частности, по данным российских спецслужб, степень инфильтрации Британии российскими шпионами сейчас заметно выше, чем во времена Холодной войны. И проверить на таможне все без исключения подозрительные флаконы в сумках российских «туристов» британцам вряд ли удастся.
Поэтому на методы, которые использовал СССР в прошлом веке, Британия может ответить только с использованием современных методик. Соединенному Королевству необходим новый «железный занавес», который сократит поток российских «туристов» фактически до нуля – и масштабная работа контрразведки, которая если и не выловит всех российских «кротов» – то по крайней мере заметно проредит их ряды. Конечно, такие меры сократят и количество российских денег в лондонском Сити. Зато и полония и «Новичка», глядишь, станет заметно меньше.
Тарас Паньо / Depo.ua