п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Patriot для Украины: Зачем Киеву геополитическое оружие США В современном мире системы ПВО с «просто оружия» превратились в своеобразную демонстрацию геополитического выбора

Поданный президентом Украины запрос о покупке в США систем противовоздушной обороны «стоимостью $750 млн за одну единицу» еще, вероятно, не был даже зарегистрирован в соответствующих инстанциях, как уже успел вызвать немало дискуссий на родине.

Оставив экспертам прерогативу судить об эффективности комплекса MIM-104 Patriot, соотношении цена/качество этого решения и вообще о нужности украинской армии именно такого решения, можно сосредоточиться на геополитическом аспекте такого соглашения.

Поскольку в современном мире системы ПВО с «просто оружия» превратились в своеобразную демонстрацию геополитического выбора той или иной страны.

В качестве примера можно привести ситуацию с Турцией, которая на волне антиамериканских настроений руководства свернула переговоры с США о покупке средств ПВО и приняла решение заменить свои откровенно устаревшие MIM-14 Nike-Hercules на российские С-400 «Триумф». Это при том, что воздушное пространство Турции со стороны Сирии в течение длительного времени защищали именно подразделения ПВО США, Германии и Нидерландов, оснащенные «Патриотами».

В результате в Вашингтоне «в комплекте» решили отказать Анкаре в покупке современных истребителей F-35 и прозрачно намекнули на возможность санкций за такую поддержку российского ВПК.

«Очевидно, что Турция заносит российскую противовоздушную, противоракетную систему в страну НАТО. Мы не можем ее интегрировать с Альянсом. Да, это нас тревожит, и мы не советуем так делать», – отметил по этому поводу руководитель Пентагона Джеймс Мэттис не далее как вчера.

Зато практически все союзники США предпочитают именно MIM-104 Patriot. Которые сейчас используют Германия и Нидерланды, Япония и Израиль, Саудовская Аравия и Кувейт и немало других. И которые приобрели Румыния и Польша – в придачу к уже развернутым американским силам. О развертывании этих систем просят и страны Балтии, поскольку покупать подобное оружие для их не слишком больших армий считают неуместным.

Таким образом, если Украина приобретет MIM-104 Patriot, этот шаг будет пусть специфическим, но достаточно эффективным движением в сторону интеграции с НАТО. И для руководства Альянса появление на границе страны, не просто настроенной на вступление в НАТО, но и оснащенной современной и дорогой системой ПВО, которая может остановить российскую воздушную угрозу еще на собственных границах, рано или поздно станет соблазном. Соблазном принять эту страну, получив благодаря нескольким подписям на нескольких документах немалый фрагмент достойной военной инфраструктуры с адекватным и хорошо мотивированным персоналом.

Такова главная, но не единственная геополитическая выгода от покупки американского ЗРК. Другой же положительный момент заключается в том, что закупка американских товаров и услуг – это тот единственный способ лоббировать Украину в Вашингтоне, который срабатывает при любой власти и политической ситуации. «Экстравагантный» Трамп, традиционные республиканцы или демократы любой направленности – все они положительно относятся к тому, что другая страна закупает товары и услуги, произведенные в США.

Не исключено, что лучшее, чем опасались политические аналитики, отношение Дональда Трампа к Украине на заре его карьеры было обусловлено именно теми несколькими партиями американского угля, которые закупила Украина, позволив новоиспеченному президенту США отрапортовать о «начале возрождения угольной отрасли США».

Таким образом, и покупка американского зенитно-ракетного комплекса может дать мощный позитивный толчок отношениям между Украиной и США. Который, в конечном итоге, принесет нам больше, чем потеряет украинский бюджет из-за покупки действительно недешевых комплексов ПВО.

Можно не сомневаться, что в ближайшее время мы услышим возмущенные заявления оппозиции о том, что запрос на покупку MIM-104 Patriot – это «предвыборный пиар Порошенко за средства государственного бюджета». И о том, что «украинские предприятия могли бы сделать вдвое лучше и в десять раз дешевле».

Но слушая эти почти неизбежные выпады, следует помнить об описанных выше геополитических преимуществах такого соглашения. А что касается пиара, то ситуация, когда интересы одного конкретно взятого политика вдруг совпали с интересами Украины, является скорее счастливой случайностью, которую следует использовать, чем поводом для критики.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим