Первый всплеск публичной дискуссии, стоит ли Украине возобновить поставки воды в Крым, уже состоялся. Аргументы сторон определились, и уже вряд ли кардинально изменятся (дополнятся), пишет Юрий Сандул для Укринформа.
Очень коротко про аргументы «за» возобновление подачи воды. Их, по большому счету, три:
1) там наши граждане, мы о них должны заботиться;
2) когда вернем Крым, то придется вкладывать огромные средства на его восстановление, поэтому не стоит сейчас доводить ситуацию до полной катастрофы;
3) за воду в Крым можно получать значительные средства, а сейчас мы просто сбрасываем ее в Черное море.
Это помимо откровенной демагогии вроде «нужно бороться за головы крымчан, а то, как знать, может еще повторный референдум там будет» или «мы покупаем российские нефть и газ».
Аргументы «против» излишне даже кратко формулировать, они совершенно очевидны.
Может ли Россия содержать Крым? Теоретически – вполне, вопрос исключительно в деньгах. Нет воды? Берите из моря, опресняйте. Не берут, потому что дорого.
Не хватает железной дороги, автодорог для доставки товаров? Везите Керченским мостом, паромами, кораблями. И везут, но слишком дорого получается, из-за чего крымские цены выше московских.
Не хватает электроэнергии? Стройте ТЭС, везите для них топливо из России. Строят и везут, но опять же – очень дорого. А еще международные санкции, которые тоже порождают дороговизну. Все получается дорого! Вот это и есть цена оккупации, очень высокая цена, которая в конечном итоге должна оказаться неподъемной даже для такой большой и богатой страны, как Россия.
Кто-то хочет в Украине, чтобы мы взяли часть расходов на себя?
Нет сомнения, что раньше или позже дискуссия возобновится. Потому что это только внешне выглядит как свободный спор людей, представляющих только самих себя. На самом деле, и это очевидно, речь идет об очень серьезной проблеме для государства Россия – катастрофической нехватке пресной воды в Крыму, поэтому упомянутую дискуссию следует рассматривать как видимую часть большой работы Кремля по решению этой проблемы.
Поскольку всем понятно, что реально упомянутая проблема решается только восстановлением подачи воды из Украины по Северо-крымскому каналу (все другие варианты – нереальные), для России задача сводится к тому, как заставить Украину дать воду. А дальше, как правильно замечают противники возобновления подачи воды, будут принуждение и поощрение возобновления поставок электроэнергии (за деньги, конечно!), и восстановления железнодорожного сообщения России с Крымом через Украину (тоже не даром). Правильно, это капитуляция, признание де-факто Украиной, что Крым – уже российский, после чего международное признание того же неизбежно.
Как видим, планы у России вполне стратегические: Украина опять, как в 1954-2014 годах, обеспечивает Крым водой, энергией, транспортными коммуникациями, только теперь Крым – российский, и Россия выложит за эту идиллию немного денег.
Может ли Россия достичь такой стратегической цели?
Первое, что должны понимать: любые гуманитарные или экономические факторы в этом деле не могут иметь определяющего значения, главной есть и всегда будет политика. То есть, вероятность, что Украина будет подавать днепровскую воду в Крыму еще до его возвращения в Украину, может быть реализована исключительно по политическим причинам. Конкретнее: это возможно, если в Украине установится пророссийская власть (по сути, а не по лозунгам и декларациям).
Можно, конечно, утверждать, что в Украине такого уже больше никогда не будет – пророссийской власти, но мы сейчас говорим не о реалистичности этого варианта, а лишь о том, что воду в Крым может дать только пророссийская власть в Киеве. Если же кто-то уверен, что в Киеве такой власти уже никогда не будет, то тогда и спорить не о чем, и над надеждами Кремля на днепровскую воду можно только злорадно посмеяться.
Только не рано ли нам смеяться над Кремлем?
Украину будут не только призывать, но и заставлять дать воду. Не только соблазнять деньгами, но и угрожать всевозможными бедами. Принуждение будет скрытым – это когда Украине будут создавать больше проблем, решение которых будут ставить в прямую зависимость от согласия дать воду (к примеру: заложники, блокада Азовского моря, транзит газа – выбор у Кремля широкий). Или открытым – антиукраинская информационная кампания с обвинениями в нарушении прав человека, к которой будет привлечена и международная составляющая вплоть до, не исключено, ООН. Все уверены, что Украина выдержит этот мощное целенаправленное давление?
Тревожит сам факт появления подобной дискуссии в публичном пространстве Украины. Успокаивать себя тем, что у нас свобода слова и никому не запрещено предлагать к дискуссии и отстаивать любую тему – не приходится. Ее начали не какие-то там самозванцы-блогеры на личных страницах в социальных сетях, а известные личности, которые некогда имели или имеют сейчас отношение к государственной службе, причем в выступлениях на ТВ. Впрочем, дело даже не в этом. Кто сейчас может возразить, что в Украине открыто и скрыто действуют мощные финансово и политически влиятельные пророссийские силы?
Дискуссию о воде для Крыма у нас начала Россия с целью психологического давления на граждан Украины (не на украинскую власть, на нее будут давить иначе). Их соблазняют деньгами (Россия заплатит за воду!) и дурят демагогией, что, мол, «жалко наших людей». Чтобы потом граждане давили на украинскую власть (кстати, скоро выборы). Это не та дискуссия, в которой рождается истина. В данном случае истина давно найдена, ее надо не искать, а защищать.