Народный депутат Украины и одновременно президент компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев лишился своих белорусских активов. Оршанский авиаремонтный завод, владельцем которого были украинское ПАО «Мотор Сич» и белорусское ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» уже находится в собственности государства Беларусь. По крайней мере, такое заявление сделал президент республики Александр Лукашенко во время визита на предприятие. Что, в случае с Беларусью, имеет большее значение, чем какое-то судебное решение или другая формальная бумага, пишет Роман Федюк для Depo.ua.
Это событие для Богуслаева вряд ли стало сюрпризом – еще в апреле, по слухам, Богуслаев был готов отдать завод Беларуси, но от него потребовали еще и «компенсацию» за якобы невыполнение инвестиционного договора в отношении Оршанского завода и за срыв нескольких контрактов, который якобы случился по вине этого предприятия.
Впрочем, если учесть тот факт, что главный актив Вячеслава Богуслаева, собственно, – компания «Мотор Сич», в которой он вместе с членами семьи владеет более чем третью акций, находится под арестом, а против самого «красного директора» СБУ проводит расследование, то в Минске, видимо, трезво оценили свои шансы на «компенсацию». И решили ограничиться заводом, 60% акций которого принадлежат «Мотор Сич».
С одной стороны, обвинения структур, близких к Вячеславу Богуслаеву, в невыполнении обязательств, взятых на себя в инвестиционном договоре, которые расследовала белорусская Генпрокуратура, могут быть вполне обоснованными. В условиях глубокого экономического кризиса, в котором оказалась «Мотор Сич» после начала российско-украинского вооруженного конфликта, вкладывать средства в белорусскую «дочку» Богуслаев не мог и не хотел.
С другой стороны, и национализация предприятия могла бы состояться в установленном белорусским законодательством порядке, по решению суда, а не благодаря устному распоряжению президента Лукашенко. Потому что если любой актив в Беларуси может сменить владельца с помощью двух фраз президента, то вкладывать средства в такую экономику вряд ли кто отважится. Впрочем, это уже проблемы белорусов.
А украинская сторона может вынести из этой истории свой урок. СБУ уже второй год расследует «подготовку к совершению действий, направленных на ослабление государства из-за разрушения стратегического предприятия ПАО «Мотор Сич»» (по статье 113 Уголовного кодекса – «диверсия»). Речь идет, если кто забыл, о китайских инвесторах, которые хотят то ли построить собственный завод, перенести туда производство и передать технологии «Мотор Сич», оставив Украину с носом, как подозревают в СБУ, то ли просто по лицензионному соглашению составлять два типа двигателей (из 55 типов и модификаций, которые изготавливают и обслуживают на «Мотор Сич»), как то утверждает Богуслаев.
«Подвешенный» статус пророссийского олигарха, обвинения против которого не передаются в суд, но и не снимаются, – возможно, в какой-то способ и выгоден нашим правоохранительным органам. Но этот «подвешенный» статус, собственно, и подтолкнул президента Лукашенко к национализации активов Богуслаева.
Если бы дело против него было оперативно расследовано, тогда или обвинения были бы сняты, или активы в Беларуси уже принадлежали бы украинскому государству. Все-таки статья 113 УК предусматривает возможность конфискации имущества. И в первом, и во втором случае власти Беларуси вряд ли пошли бы на этот шаг, который сегодня сделал президент Лукашенко. Что, видимо, следует учитывать украинским правоохранительным структурам в других аналогичных случаях.