понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сговор в ЕС: Меркель и Макрон договорились обижать Восточную Европу Лидеры Германии и Франции анонсировали открытие новой главы в истории Европы

На этой неделе капитаны двух европейских флагманов – Ангела Меркель и Эммануэль Макрон, заключившие неформальный союз, – провели встречу в резиденции федерального правительства недалеко от Берлина. Переговоры стали отчасти и генеральной репетицией перед саммитом ЕС 28-29 июня, и публичным оформлением давно ожидаемого «сговора», – пишет Владислав Гирман для Деловой столицы. – Французский президент еще во время предвыборной кампании и даже раньше – в 2015 г., когда миграционный кризис обосновался на первых полосах газет и в выступлениях высокого уровня в Евросоюзе, нахваливал канцлера ФРГ за ее политику, приверженность демократическим ценностям и прочие милые сердцу европейского либерала, заботящегося о сохранении блока как единой и мощной структуры, вещи. После победы на выборах контакты Макрона с Меркель участились. Первый визит – в Берлин. За три месяца Макрона у власти они встречались девять раз. Никому более молодой французский лидер не уделял столько времени. А обсудить им было что.

И вот во вторник, 19 июня, вся эта подготовительная работа, сопровождавшаяся дискуссиями и компромиссами, перешла в стадию практического воплощения. Лидеры очертили парадигму ЕС и результат переговоров, обличенный в заявление правительства Германии, совсем не походил на декларативный документ, подписанный в Пханмунджоме. Если историческая встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына была откровенным шоу с не больно уж серьезным выхлопом, то встреча Макрона и Меркель, напротив, в перспективе окажет серьезное влияние на всю Европу, включая Украину.

Встреча, заметим, проходила в замке Мезеберг, построенном в 1739 г., которым одно время владел принц Генрих Прусский, сын короля Фридриха II, основоположника прусско-германской государственности. Монарх, заподозрив австрийцев и россиян в сговоре, по сути, дал старт Семилетней войне, вторгнувшись в Саксонию и взяв Дрезден. Начало кампании ознаменовалось рядом крупных побед. Кстати, весьма символично, не находите? Если провести параллель с недавним визитом Путина в Австрию. Только прусские войска затем начали проигрывать сражения, в результате чего австрийцы заняли захваченный ранее Дрезден, а россияне на время вошли в Берлин. Ситуацию спасла смерть императрицы Елизаветы.

Занимательно. Ведь сегодня Берлин тоже занят завоеваниями, но политическими – путем укрепления Европы, а не ее дробления. И аналогично Москва, в которой бессменно правит один человек, представляет собой угрозу. Стабилизируется ли ситуация в западной части мира после ухода Путина или ЕС и Меркель, доселе сопротивлявшаяся, а затем и ее преемник потерпят поражение? Может, и нет, ибо Евросоюз, несмотря на наличие инфекции евроскептицизма, по-прежнему «заточен» на единение. Только нуждается в перезагрузке. Вдобавок, если Фридрих воевал с французами, то Меркель сколотила достаточно крепкий и обстоятельный союз с президентом Пятой республики.

Так чего такого они наговорили и наподписывали в замке? Меркель и Макрон по факту обрисовали наконец концепцию новой Европы. Два ее базиса – безопасность и экономика. Первый невозможен без нормально функционирующего второго фактора. Канцлер и президент выступили за создание Совета Безопасности ЕС, что, во-первых, является очевидной предпосылкой для создания общей армии блока. Макрон, отметим, еще 26 сентября 2017 г. во время выступления в Сорбонском университете детализировал свое видение сильной Европы – к началу 2020 годов должны появиться общие оборонная доктрина, военная академия, союзные силы быстрого реагирования и совместный оборонный бюджет. Первый шаг, повторимся, к их появлению сделан.

Во-вторых же, Совбез выглядит в некотором роде калькой с одряхлевшего ооновского прототипа, и, в принципе, таковым и является. Германско-французский тандем обозначил Совбез ЕС как инструмент для координации по вопросам ООН. То есть это и дополнение к СБ ООН, и нечто похожее на надстройку, если не на альтернативу, призванную вдохнуть жизнь в международную переговорную площадку, только с большим влиянием старушки Европы. Потому как если Франция имеет постоянное место в ооновском Совбезе, то Германия – нет, и больше десятилетия добивается допуска в этот «круг избранных».

Что еще? Меркель и Макрон относят к сфере проекта «Совбез ЕС» борьбу с терроризмом и пропагандой в сети. А что еще более важно, в их концепции есть место и Украине. Стабилизация ситуации на Донбассе и защита территориальной целостности – в списке задач органа, пока существующего в проекте. То есть наше государство вошло в число приоритетов стратегии новой Европы с точки зрения канцлера ФРГ и президента Франции.

Конечно, не обошли они стороной и миграционный кризис, до сих пор являющийся причиной раскола в Евросоюзе и знаменем евроскептиков и популистов. «Намерены совместно и решительно бороться со вторичной миграцией в ЕС, в частности путем уменьшения стимулов для вторичной миграции, путем укрепления сотрудничества между государствами-членами», – говорится в документе. Для Меркель же вопрос мигрантов особенно актуален в текущих внутриполитических реалиях. Только днем ранее ей удалось выбить у союзного ХСС и его лидера Хорста Зеехофера передышку до окончания вышеупомянутого саммита.

Министр внутренних дел ФРГ Зеехофер, напомним, грозился в одностороннем порядке захлопнуть двери перед беженцами без документов и мигрантами, чьи заявки на предоставление убежища уже рассматриваются в других странах. Спор с партнером по коалиции создает риск раскола большинства, а значит, перевыборов и потенциальной потери власти для ХДС/ХСС и ухода Меркель с политической арены. Потому-то канцлер сегодня с удвоенной энергией ищет пути для компромисса с Зеехофером в рамках всего Евросоюза.

Миграция, а также укрепление военного потенциала и украинский вопрос – это составляющие мер безопасности Европы. Наряду – это особо отметили Макрон и Меркель — с усилением влияния ЕС на внешнеполитическом поприще. Экономическая составляющая – это создание консолидированного бюджета еврозоны, о чем в Париже и Берлине толкуют тоже достаточно давно. «Мы открываем новую главу. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить использование бюджета еврозоны для усиления инвестиций, а также с целью укрепления конвергенции в зоне евро», – сказала Меркель. А президент Франции добавил, что новая согласованная совместная бюджетная сфера еврозоны будет действовать с 2021 г.

Все предельно ясно, сроки четкие. Этап подготовительной работы завершился, и теперь франко-германский дуэт приступит к агитации лидеров других участников блока и своих сограждан. Им нужно, чтобы страны еврозоны сказали «да» грядущей фактической федерализации блока. И именно в Мезеберге начали прокладываться рельсы для многоскоростной Европы. Да, Восточная и частично Южная Европа будут бунтовать, ибо их намереваются ограничить в праве голоса и определить в статусе дальних родственников в Европейском союзе. С другой стороны, многоскоростная Европа позволит укрепить ядро блока, на которое будут ориентироваться не входящие в еврозону страны. Двойная интеграция, если изволите. Кому-то хватит и просто членства в ЕС, кто-то – при наличии соответствующих возможностей и определенных усилиях – окажется в «элитном клубе». В общем, дивиденды, получаемые от Союза, по франко-германскому плану, должны коррелировать с вкладом в него. Так что европейский политический дискурс неизбежно пополнится еще одной горячей темой – дискриминацией по государственному признаку.



Поділіться цим