СМИ обнародовали письмо главы Минфина к G7, написанное в канун переговоров о выделении Украине 1 млрд макрофинансовой помощи. Если кратко, Александр Данилюк описывает конфликт с премьером и нежелание последнего назначить его заместителем Яну Бугримову. Другие претензии министра – лишение права Минфина согласования актов Кабмина и переподчинение Государственной фискальной службы правительству, пишет Юрий Васильченко для Depo.ua.
Стоит отметить, что письмо-жалоба было прислано накануне визита премьера в Брюссель, где должны были пройти переговоры о выделении Украине 1 млрд макрофинансовой помощи. И срыв этих переговоров мог не просто навредить правительству, но и поставить под угрозу будущее страны.
Возвращаясь к содержанию претензий Данилюка, мы решили разобраться, какие решения были приняты на заседании правительства, и можно ли было избежать публичного выяснения отношений. Как пояснили в Кабинете министров, никто не планировал отбирать у Минфина право согласования документов, имеющих влияние на бюджет или на финансы в целом. Однако многие министры неоднократно поднимали вопрос относительно сознательного затягивания Минфином решений, которые не имели бюджетного воздействия, и которые тормозили другие реформы – особенно медицинскую, образовательную, пенсионную. Для решения этой проблемы на заседании правительства даже обсуждали уточнения введения «молчаливого согласия»: если за 10 дней Минфин, МЭРТ и Минюст не высказали возражений, то акт считается согласованным.
«Таким образом, в Кабинете министров планировали дерегулировать процесс принятия решений, никоим образом не ограничивая названные министерства в высказывании возражений по обеспечению соответствия актов то ли бюджетной политике, то ли нормам права. Кроме того, это позволяет обеспечить фискальную дисциплину. Ни Минюст, ни Минэкономразвития против такой дерегуляции не выступали, в позу обиженного стал лишь глава Минфина», — пояснил наш источник в Кабмине.
Что касается вопроса переподчинения ГФС, в Кабмине отмечают, что он рассматривался на КМУ с оглядкой на очевидный конфликт интересов министра Данилюка, который является фигурантом уголовного дела по уклонению от уплаты налогов, и фискальной службой, которая расследует это дело. И добавляют: такое решение по состоянию на 30 мая не принималось. В любой цивилизованной стране в подобных ситуация действовали бы точно так же, чтобы избежать обвинений в использовании кем-то из чиновников давления на орган, осуществляющий проверку или следственные действия в отношении них.
«Такое впечатление, что он (Данилюк) решил сменить место работы и хочет это сделать таким непредсказуемым способом, чтобы выглядеть жертвой в этой ситуации», — комментировал демарш главы Минфина на заседании правительства Владимир Гройсман. Теперь, после обнародования письма к «Большой семерке», стало понятно, что Данилюк не только планирует громко хлопнуть дверью, но и сделать все, чтобы кредиторы закрыли двери для Украины.
Как бы там ни было, пока что демарш министра не имел никаких последствий, и 29 мая Совет Европейского союза принял решение о предоставлении очередной макрофинансовой помощи Украине на сумму один миллиард евро. Впрочем, он показал, что украинский политикум так и не научился ставить интересы Украины выше собственных.