В преддверии активной фазы кампании по выборам президента и нового состава Верховной Рады можно наблюдать все больше удивительных политических альянсов. Старые политические силы стремятся пополнить свои ряды новыми лицами, олигархи ведут переговоры и решают, на кого делать ставки, а многие власть предержащие пытаются договориться с ситуативными партнерами. Так, премьер-министр Владимир Гройсман в последнее время активно сотрудничает с частью парламентариев из партии «Народный фронт». И эта дружба не является бесперспективной: как пишет Юлия Забелина для Апострофа, премьер ведет переговоры с руководством «фронтовиков» о создании своей партии.
Порошенко, гуд бай
О том, что глава правительства Владимир Гройсман пытается дистанцироваться от президента Петра Порошенко и вести самостоятельную политическую игру, сообщалось не раз.
О своих конфликтах с Порошенко и политических амбициях премьер говорит неохотно, однако в апреле Гройсман через Twitter анонсировал свое участие в следующих выборах в Верховную Раду.
«Я хочу бороться за Украину и буду участвовать в очередных парламентских выборах. Также я хочу привести с собой преданных людей, которые конкретными решениями и шагами будут менять Украину», — написал глава правительства. При этом он отметил, что не видит повода назначать досрочные парламентские выборы, дискуссии о которых велись достаточно долго.
Многие восприняли слова Гройсмана, во-первых, как сигнал Порошенко, который какое-то время рассматривал роспуск Верховной Рады как инструмент влияния и шантажа своих политических партнеров, а, во-вторых, как реверанс в сторону «Народного фронта», который, учитывая низкие рейтинги, был совсем не заинтересован в досрочном волеизъявлении.
Привет, НФ
О потеплении в отношениях Гройсмана и «фронтовиков» тоже говорят не первый день. Публичной иллюстрацией этому послужил визит главы Кабмина на съезд партии «Народный фронт» осенью прошлого года.
Каких-то конкретных планов тогда у политиков еще не было. Скорее, это была попытка заявить о себе перед президентом, а также артикулировать намерения участвовать в выборах в некоем неопределенном тогда еще формате.
Долгое время «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» вели дискуссии относительно объединения, обсуждался вопрос распределения квот между БПП, НФ, людьми Виталия Кличко и Владимира Гройсмана (последнему в списке должно было отойти порядка 20%). Но, видимо, политсилам так и не удалось договориться (кое-кто вообще называл разговоры об объединении вбросом).
Так или иначе, партнерство «фронтовиков» и Гройсмана на этом не закончилось. Хотя публично в «Народном фронте» и уверяли, что никаких сепаратных настроений и недопонимания с президентом у них нет.
Хорошо была заметна продолжающаяся дружба политиков по тому, как разворачивались события вокруг ежегодного отчета правительства в Верховной Раде. Кабмин так и не отчитался о работе в срок, определенный регламентом. А именно представление отчета и недоверие правительству, высказанное после него, могли бы дать старт процессу отставки Гройсмана. Но этого не произошло. Формальной причиной отсрочки (отчет отложили аж на июнь) стала командировка главы профильного парламентского комитета Андрея Иванчука, входящего в близкое окружение Арсения Яценюка.
Сейчас же стороны вышли на новый этап переговоров. «Гройсман сильно поругался с [первым замглавы фракции БПП Игорем] Кононенко, одна из причин – Государственная фискальная служба, где сейчас руководит близкий к Гройсману Мирослав Продан. И настолько поругался, что пошел к «фронтовикам», в частности к Яценюку», — говорит осведомленный собеседник в украинском политикуме.
Партия Гройсмана
Некоторое время назад в сети появилась информация о якобы первой десятке списка новой партии Гройсмана. Первым номером закономерно значится сам действующий премьер, за ним идут министр образования и науки Лилия Гриневич, первый замглавы фракции НФ Андрей Тетерук, первый замминистра экономического развития Максим Нефьодов, нардеп-мажоритарщик от БПП Андрей Вадатурский, вице-премьер Владимир Кистион, и. о. главы ГФС Мирослав Продан, экс-глава Киевской ОГА Анатолий Присяжнюк, нардеп-мажоритарщик от БПП Роберт Горват, начальник одесского филиала Администрации морских портов Игорь Ткачук.
Однако источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что называть этот список окончательным было бы преждевременно. «Яценюк хочет быть пятым номером, он понимает, что первым не зайдет, слишком высокий антирейтинг, а вот не первым, как Тимошенко в свое время зашла, может», — сказал собеседник издания.
Один из парламентариев сообщил, что пока переговоры ведутся узким кругом между Гройсманом, Яценюком и окружением последнего.
«Они «трут» вместе с Гройсманом, на фракцию это не выносится. Они вдвоем очень сдружились в последнее время. Яценюк очень хочет вернуться во власть, пока у него есть влияние и есть фракция, но он хочет вернуться в центральную власть», — комментирует депутат.
При этом собеседник отмечает, что не все бенефициары «Народного фронта» довольны таким ходом событий. «Вы же понимаете, фракция у нас неоднородная, есть много групп влияния. [Замглавы фракции «Народный фронт» Андрей] Иванчук, например, доволен. Остальные на это смотрят и думают, с кем им объединяться. Кто-то ждет, что Яценюк как лидер партии поведет их в светлое будущее, но пока этого не происходит», — резюмирует нардеп.
В окружении Гройсмана информацию подтверждают, но считают, что пока еще рано говорить о какой-то конкретике. «Намерения у Гройсмана такие действительно есть, но пока еще рано об этом говорить. Пока идут переговоры. Есть мнение, что Яценюк и [министр внутренних дел Арсен] Аваков должны быть вне игры, но как оно будет развиваться – неясно», — заверил собеседник.
По мнению политического аналитика Игоря Петренко, такое политическое объединение имеет шансы на успех при определенных условиях.
«Можно вспомнить, как «Народный фронт» выстрелил в свое время. Так что необходимые финансовые и административные ресурсы, которые они могут иметь, им помогут. Плюс Гройсман не токсичен, он имеет определенную поддержку, хотя этому и пытается помешать президент. Также Гройсмана воспринимают как конкурента в лагере [лидера «Батькивщины» Юлии] Тимошенко. Но Яценюк более токсичный, он очень много негатива взял и еще не избавился от этого. Одновременно в БПП и в президенте разочаровываются. А при этом в Украине всегда есть стабильный электорат, готовый голосовать за представителя власти, кто бы это ни был. Это около 10% населения Украины. Если они покажут, что они — альтернатива президенту во власти, то как минимум пройти в парламент и взять 8% они смогут», — прокомментировал эксперт.