Французский президент Эммануэль Макрон сегодня встречается со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Официальным поводом для прибытия Макрона в Россию стало его участие во Всемирном экономическом форуме, который проводится в этом российском городе. Однако ясно, что главная цель этой поездки – встреча с Путиным, пишет Виталий Портников для Эспрессо.
В отличие от федерального канцлера Ангелы Меркель, которая посетила Россию несколькими днями ранее, Макрон прибывает во главе представительной делегации. В ней и ключевые министры, и депутаты, и руководители «Трианонского диалога», и деятели культуры.
При этом Париж до сих пор держит паузу относительно информации о присутствии французского президента на матчах чемпионата мира по футболу. В Елисейском дворце неофициально увязывают возможность такого присутствия с успехом питерских переговоров. Но в чем должен состоять этот успех?
Макрону нужны от Путина компромиссы и уступки. Но при этом французский президент путает российского президента с американским. Неуемное честолюбие Трампа известно всему миру. На этого далекого от реальной политики бизнесмена можно влиять с помощью простых комплиментов и похвал – чем многие и пользуются. Трамп рассматривает окружающих его людей как потенциальных поклонников его талантов – и это нормально для человека, чья самовлюблённость достигает порой параноидальных размеров. Макрон умело этим пользуется.
А Путин рассматривает людей как объекты для вербовки и использования. Ему совершенно не интересно, сколько людей привёз с собой Макрон и как он будет ему улыбаться.
Величие Путина в его собственных глазах совершенно не зависит от какого-то мальчишки из Парижа. И идти на какие-то там уступки французскому президенту российский лидер не собирается. То, что Макрон приехал на форум и придал этому мероприятию международный флёр – хорошо. То, что привез с собой других французов – замечательно. То, что пойдёт в Мариинский театр участвовать в церемонии, устроенной придворным Путина Валерием Гергиева – чудесно. Пусть все увидят, что несмотря на все санкции и претензии, на Западе продолжают воспринимать Россию как важного игрока. Пусть знают, что Макрон относится к Путину как к Трампу. Ну, или почти как Трампу.
Но дальше-то что? Почему Путин должен идти на какие-то уступки Макрону – да еще в ситуации, когда европейцы сами нуждаются в солидарности России на иранском треке? Что Макрон может предложить Путину, кроме своего приезда?
И тут выясняется, что вообще ничего. Потому что то, что предлагает Макрон – и не он один – Путину не интересно. Отмена санкций, возвращение в клуб мировых лидеров, инвестиции? Но это не важно, если за такие предложения придётся расплачиваться отказом от войны в Украине, поддержкой Асада или – что вообще немыслимо – Крымом.
Миротворцы на Донбассе? Явно не главная тема, но зачем они нужны Путину, если могут поставить под сомнение существование марионеточных режимов на оккупированных территориях.
Тогда что? И если ответ на этот вопрос понятен, то ясно и другое. Макрона выслушают и проводят домой, общаться с французскими железнодорожниками и другими недовольными его реформами согражданами.
Из всей этой истории можно сделать простой вывод. Диалог имеет смысл только тогда, когда у тебя есть реально выгодные для партнера предложения или силовые аргументы. Если у тебя нет ни того, ни другого – оставайся дома, не дай оппоненту себя использовать. Этот вывод сделать под силу любому студенту-психологу. И это гораздо проще, чем улыбаться Трампу в надежде, что комплимент сработает эффективнее, чем серьезный разговор о реальной политике.
Но беда Макрона в том, что он любит себя не меньше, чем Трамп и вряд ли способен к самоанализу. В этом смысле Путину не сложно с ним работать. Как это ни парадоксально прозвучит, но Путин, который устроит честолюбивому коллеге роскошный прием и поведёт его в Мариинский театр на чествование великого Петипа, ведёт себя с Макроном так, как Макрон ведёт себя с Трампом.
Они же дети.