понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Порошенко решил расширить свою власть перед выборами: Что из этого получится Власть пытается создать Нацбюро финансовой безопасности орган, которое будет контролировать бизнес

В Украине продолжаются внутриполитические баталии вокруг создания нового органа, который будет контролировать бизнес, – Национального бюро финансовой безопасности. Инициативу президента Петра Порошенко, которую Верховная Рада должна была рассматривать на прошлой неделе, отложили по той причине, что парламентарии не могут прийти к консенсусу по ряду спорных моментов. Однако совсем отказываться от желания создать новое ведомство со значительно расширенными полномочиями главы государства во власти не намерены. О тонкостях ситуации и в том, получится ли расширить власть Порошенко перед выборами 2019 года, пишет Юлия Забелина для Апострофа.

О том, что Верховная Рада планирует рассмотреть вопрос создания Нацбюро финбезопасности 17 мая, в начале прошлой недели заявила соавтор законопроекта №8157 народный депутат Нина Южанина, представляющая фракцию «Блок Петра Порошенко». Этот законопроект, а также два альтернативных действительно были включены в повестку работы ВР на 17 мая и должны были рассматриваться в начале сессионного дня. Однако затем стало понятно, что до законодательных инициатив в Раде не дойдут, поскольку в повестке дня они стояли в непроходной части – под 22-м номером.

Основная причина – в невозможности найти консенсус в решении ряда спорных норм законопроекта, разработанного по президентской инициативе. Отметим, что главе государства ранее не понравился разработанный Министерством финансов проект закона о Службе финансовых расследований.

Еще на стадии внесения документа в Раду он вызвал шквал критики со стороны парламентариев и общественных активистов. Новый орган должен заменить налоговую милицию, которая на бумаге была расформирована, но по факту продолжила свою работу, так как, принимая законопроект об изменениях в Налоговый кодекс, Верховная Рада допустила одну неточность: подразумевалось, что правоохранительный орган должен был прекратить свое существование с 1 января 2018 года, но в тексте законопроекта стояла другая дата – с 1 января 2017 года. Когда парламентарии заметили ошибку, решили ничего не менять, и сейчас налоговая милиция фактически находится вне законодательного поля, но продолжает функционировать.

Авторов законопроекта упрекали в том, что Нацбюро финансовой безопасности, которое должно снизить давление на предпринимателей и стать единственным органом, контролирующим бизнес, по сути станет еще одним карательным ведомством и будет контролировать бизнес наряду с полицией, прокуратурой и СБУ, так как законопроектом не предусмотрена ликвидация экономических отделов этих органов правопорядка. В законопроекте №8157 также отсутствуют квоты для бывших налоговиков, что позволит всем старым кадрам работать уже в новой структуре. Также у бюро будет свой спецназ – люди, которые смогут приходить с обысками и проводить досмотры вещей и документов, что может использоваться как инструмент дополнительного давления на неугодный бизнес.

Одной из основных претензий к документу Южаниной также было значительное расширение полномочий президента. В частности, директор бюро, в случае принятия документа, будет назначаться и увольняться президентом по результатам конкурса. В конкурсную комиссию должны входить по три человека от президента, Верховной Рады и Кабмина. В альтернативных законопроектах №8157-1 и №4228 такая норма отсутствует, и влияние президента на бюро сведено к нулю. Но, как поговаривают в политикуме, перспектив быть принятыми у этих законопроектов, несмотря на поддержку министра финансов Александра Данилюка, нет, так как они не соберут голоса в парламентской коалиции. Правда, проблема с голосами есть и у президентского законопроекта.

«Нет голосов в Раде сегодня за этот законопроект. Проблема в том, что должен быть один орган, который этим занимается. А по этому законопроекту у СБУ остаются функции экономического контроля. Вот когда будет документ без этих моментов, тогда он найдет поддержку со стороны парламентариев», – прокомментировал один из нардепов.

Другой собеседник издания подчеркнул, что дело не в нормах законопроекта, а в том, что он – президентский.

«Народный фронт» не хочет давать расширенные полномочия президенту, тем более перед выборами. Вся проблема в том, что инициатива – президентская, хотя и была внесена Южаниной, а также в том, что она сама и хочет возглавить это ведомство», – комментирует собеседник.

Большая часть опрошенных парламентариев прогнозирует, что все три документа все-таки дойдут до сессионного зала. «Одна из стратегий сейчас – это протянуть президентский законопроект, собрать голоса, внести пакетным голосованием с другими вопросами и под шумок его принять. Другая стратегия – вынести все три (законопроекта) в зал на голосование, а после отправить их в комитет на доработку, создать рабочую группу. Хотя тогда нужно будет согласиться с какими-то положениями в альтернативных законопроектах, а Южанина на это не пойдет», – высказал свое предположение один из депутатов.

Сама Нина Южанина в разговоре сообщила, что готова исправить отдельные нормы законопроекта ко второму чтению.

«Есть таблица правок, которые мы готовы внести ко второму чтению. Я даже готова подписать меморандум с общественными организациями об этом. Но орган необходимо создать. Кошмарить бизнес дальше нельзя. Сейчас я лично провожу консультации с главами фракций, чтобы убедить их голосовать за документ», – сообщила нардеп.

Вместе с тем, эксперты не прогнозируют скорого решения проблемы, апеллируя к тому, что власти в последнее время все сложнее договориться, когда дело касается каких-либо назначений или создания новых ведомств.

«Это орган, в котором будет сконцентрирована вся экономическая проблематика. Слишком лакомый кусок, и это будет слишком влиятельный рычаг давления в политическом плане. Отдать такую махину в чужие руки или отдать возможность монопольно распоряжаться ею президенту никому не хочется, учитывая, какие проблемы, как мы видим, возникли с ротацией в Центризбирком, с Госбюро расследований. Поэтому вряд ли в ближайшее время можно будет увидеть консенсус и по вопросу Бюро финбезопасности», – комментирует политолог Андрей Золотарев.

Но, несмотря на то, что участникам пока еще существующей коалиции становится все сложнее договариваться, особенно учитывая скорую перспективу парламентских и президентских выборов, решать проблему с фактически незаконной сейчас налоговой милицией необходимо. Кроме того, это одно из обязательств Украины перед западными партнерами. И пусть в списке требований этот пункт не самый приоритетный, европейские партнеры все равно ждут его выполнения. А это значит, что в скором времени предстоит наблюдать за следующим этапом борьбы за новое ведомство.



Поділіться цим